19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




;

является неприкосновенным, действует в рамках Закона;

рассматривает дела по заявлениям, жалобам, поступившим во
время личного приема населения.
Прокурор


надзор за исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное
следствие;

надзор за исполнением законов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

участие в рассмотрении дел судами;

расследование преступлений;

координация деятельности правоохранительных органов по
борьбе с преступностью.
Нотариус


удостоверяет сделки, договоры, обстоятельства;

удостоверяет подлинность копий документов;

совершает нотариальные действия от имени государства;

принимает меры к охране наследственного имущества, налагает
запрет отчуждения имущества;

принимает документы на хранение.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В РФ
Народ

Всеобщим голосованием избирает главу государства,
формирует представительные органы государства

106

ТРУДОВОЕ ПРАВО

Работодатель

Работник

Соблюдать условия

Лично выполнять трудо

труда, технику безопас

вые функции, соблюдать

ности, платить зарплату

режим труда, трудовую

своевременно, в полном

дисциплину

объеме

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

I. Самозащита
II. Жалоба
Обращение в суд

Судебная система

IV. Обращение в правоохранительные органы
(милиция, прокуратура)
ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Полная дееспособность

Брак

распоряжаться своим заработком, доходами
осуществлять права автора произведения науки, литературы,
искусства
вносить вклады в кредитные учреждения, распоряжаться
ими
совершать:


мелкие бытовые сделки

сделки, направленные на безвозмездное получение
выгоды, не требующие нотариального удостоверения,
государственной регистрации

сделки по распоряжению средствами, предоставленными
законными представителями или с их согласия
другими для определенной цели или для свободного
распоряжения
Рождение

108

УПРАВОМОЧИВАЮЩИЕ

Могу продать свою машину

ОБЯЗЫВАЮЩИЕ

Обязан платить налоги

ЗАПРЕЩАЮЩИЕ

Нельзя торговать наркотиками

В ЧЕМ ВЫРАЖЕНО ПРАВО?

Судья Подсудимый

Предприниматели

Нормативно-правовой акт

109

ОТРАСЛИ ПРАВА

ПРАВО-СИСТЕМА

Данные схемы используются на уроке только тогда, когда
школьники изучают конкретную тему. Учитель должен разъяснить
то, что изображено на схеме. Значит, схема должна быть
ему хорошо знакома (при подготовке к уроку ее следует внимательно
просмотреть). Представленные схематично понятия
школьники могут перерисовать в тетрадь. Вопросы по схеме,
рисунку нужно задавать тогда, когда школьники разобрались
в том, что изображено.

Предположим, ученики 9 класса изучают особенности
правового регулирования трудовых отношений в стране. Учитель
может, объясняя в монологичной форме правила расторжения
трудовых отношений между работником и работодателем,
нарисовать мелом на доске или фломастером на листе ватмана
схематический рисунок. Схематическое изображение правовых
явлений может создаваться в логической последовательности,
что даст возможность ученику увидеть отдельные составляющие
понятия и проч. Например, показывая особенности расторжения
трудового контракта, следует обратить внимание на
то, что инициатива прекращения правовых отношений может
исходить от работника или от работодателя, и т. д.

На уроках права могут применяться условные знаки, обозначающие
то или иное понятие. Их используют при создании
таблиц, графиков.

При использовании наглядности на уроке права следует
помнить о таких правилах:
1) Обилие наглядности вредно для процесса обучения, как и
ее отсутствие.

Данные схемы подготовлены автором в Центре наглядных средств обучения
Министерства образования РФ.

Имеет системный
характер

За нарушение —
юридическая ответственность

Общеобязательные
нормы

Нормы, выраженные
в источниках права

Нормы, не имеющие
персонифицированного
характера1

Нормы, связанные с государством

2) Наглядность должна появляться только в тот момент, когда
ученики изучают вопрос, который отражен в наглядном
средстве обучения.

3) Наглядное средство обучения должно соответствовать возрастным
особенностям учеников, быть понятным для них.

4) Оно не может использоваться в отрыве от других приемов,
методов обучения.