19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Перед началом экскурсии
целесообразно сформулировать задания каждому ученику
или по группам. Задания можно выполнять в процессе экскурсии.
Несмотря на гласность российского судопроизводства,
не всегда целесообразно посещать судебное разбирательство
дела для того, чтобы закрепить знания обучаемых о правилах
процессуального права. Лучше всего, если школьники смогут
пообщаться с юристами —практиками, которые расскажут
о своей работе, юридических казусах, зададут ребятам вопросы
и проч.

4) Изобразительная наглядность. Например, учебные картины,
изображающие судебное разбирательство дела в эпоху средневековья,
позволят разобраться школьникам в особенностях
процессуального права прошлого и сопоставить его с нормами
современного законодательства.

Применение наглядных средств обучения позволяет превратить
трудный материал в более доступный и легко запоминаемый.
Правильное применение наглядности связано с выявлением
существенных признаков изображаемого и отвлечением
от тех, которые имеют второстепенное значение.

Рассмотрим особенности применения условно-графической
наглядности в процессе обучения праву.

В 1999—2000 гг. Федеральный Экспертный Совет Минобразования РФ
рассматривал различные видеоматериалы киностудий РФ, предложивших использовать
на уроках права отрывки из игрового кино на правовые темы.

Наиболее существенные черты правового явления или понятия
можно передать через схематический рисунок. Например,
разъясняя сущность правотворчества, учитель мелом на доске
по ходу объяснения вычерчивает схему:

Эта схема показывает, что правотворческий процесс — это
сложное правовое явление, посредством которого в государстве
появляются новые юридические правила.

Вот некоторые варианты моделей юридического содержания,
которые могут быть использованы на уроках: при изучении нового
правового материала, при закреплении изученного содержания
темы или для систематизации определенного блока знаний.

Учитель может сформулировать школьникам 9-х классов
некоторые вопросы и задания к схемам:

1.
Поясните, что такое право, и приведите конкретные примеры
ситуаций, в которых бы поведение людей регулировалось
именно правовыми нормами.
2.
Зачем людям необходимо право? Приведите факты, подтверждающие
вашу позицию по этому вопросу.

3.
Обратитесь в любому источнику права, предположим, Закону.
Прочитайте конкретное правило поведения и покажите
составляющие части нормы права.
4.
Каждый ли поступок человека, нарушающий норму права,
можно назвать преступлением? Что значит состав преступления?
Приведите конкретные примеры преступной деятельности
людей и объясните их с юридической точки зрения.
5.
Какими правами наделены граждане нашей страны? Сталкивались
ли вы с нарушениями этих прав?
6.
Как можно защитить свои права? Посоветуйте, что лучше
сделать гражданину, у которого угнали автомобиль; чей
друг не выполняет условия договора найма и не оплачивает
проживание в квартире?
7.
Почему лучше жить по законам, а не вопреки им? Организуйте
дискуссию по этому вопросу.
8.
Разъясните сущность форм, в которых может быть выражено
право.
9.
Какие юридические профессии вам известны? Насколько
они соответствуют вашим способностям и желанию работать
в этой сфере?
10.
Какими правами наделен работник и работодатель? Что
нужно знать тому, кто решил устраиваться на работу?
11.
Как право регулирует взаимоотношения в семье?
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И ЕГО ПРИЗНАКИ

виновное, противоправное, социально опасное поведение человека

ИЗ МИРА ЮРИДИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
Адвокат


консультации и разъяснения, устные и письменные справки по
юридическим вопросам;

составление заявлений, жалоб и др. документов правового характера;

представительство в судах, организациях по гражданским делам
и делам об административных нарушениях;

правовое обслуживание коммерческих операций, заключение
контрактов, разработка уставов, документов;

защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи;

участие в качестве представителей сторон в Конституционном
суде РФ;

участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника,
представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского
ответчика.
Судья


осуществляет правосудие от имени государства, вынося решение,
приговор по делу;

готовится к судебному разбирательству дела, вызывает ответчиков,
истцов, свидетелей, экспертов и т. д.