19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Наглядность в обучении праву
Еще в XVII в. известный чешский педагог Ян Коменский
(1592—1670) доказал, что в процессе обучения большую роль
играет так называемый принцип наглядности1, который позволяет
ребенку быстрее запомнить и понять даже самое сложное
явление. Он писал: «Начало познаний необходимо всегда вытекает
из ощущения… Надо начинать обучение не со словесного
толкования о вещах, а с наблюдения за ними… Чувственное
наглядное восприятие приводит к тому, что если кто-либо этим
путем усвоил, то он будет знать это твердо… Отсюда известное
выражение Горация: «Медленнее проникает в душу то, что воспринимается
слухом, чем то, что мы видим своим надежным
взором…»2.

В современном правовом обучении используют различные
виды наглядности. Этим понятием называют важное средство
обучения праву, связанное с визуальным (зрительным), аудиальным
(слуховым) восприятием информации.

Обратим внимание на то, что вообще средства правового
обучения — это идеальные и материальные объекты, с помощью
которых учитель осуществляет процесс обучения праву.

В методике обучения праву выделяют различные виды наглядности.

Автором научных обоснований принципа наглядности в обучении
методисты считают А. Дистервега (1790—1866) — немецкого педагога.
См.: Педагогическое наследие. Коменский Я.А. и др. / сост. В.М. Кларин,
А.Н. Джуринский). — М., Педагогика. 1987.

По форме внешнего выражения наглядные средства обучения
классифицируются так:

1) звуковые средства обучения (к ним относятся и созданные
в 90-е годы XX в. аудиокассеты РФПР по методике преподавания
права);

2) экранные средства обучения (правовые видеофильмы, мультемедийные
программы правового обучения);

3) печатные средства обучения (в них правовая информация
представлена на бумажных носителях).
Однако в правовом обучении целесообразно обращать вни

мание на классификацию наглядности по ее юридическому
содержанию. В этой связи можно выделить:

1) Условно-графическую наглядность. Сюда мы отнесем схематичные
рисунки, диаграммы, схемы, графики, которые включены
в учебники и пособия по праву, создаются детьми или
учителем в процессе работы над темой и проч. При этом данный
вид наглядности может быть еще классифицирован на:

— символическую наглядность;
— схематическую наглядность.
2) Технические средства обучения (ТСО). Различные аудиозаписи,
компьютерные компакт-диски, кинофильмы при правильном
использовании на уроках права значительно улучшают
процесс обучения. При этом следует помнить о том, что «наглядность
в отрыве от устных объяснений учителя теряет свою
значимость». В практике работы школ отмечаются иногда неправильные
варианты использования наглядности: некоторые
учителя не используют ТСО вообще в своей работе, объясняя
это тем, что, например, просмотр кинофильма только отнимет
время от урока. Другие же, наоборот, демонстрируют любой
учебный фильм, который не относится к теме урока. И тот и
другой подход неверен. Необходимо учитывать некоторые правила
использования ТСО на учебных занятиях. Предположим,
педагог решил включить в урок просмотр отрывка из фильма
по определенной правовой ситуации. Сначала педагог сам просматривает
фильм, формулирует задания, вопросы, которые
будут предложены школьникам после фильма. Важно проду

Российский Фонд Правовых Реформ в рамках Проекта «Правовое образование
в школе» разработал систему звуковых средств обучения праву в 1999—
2000 гг. «Современные методы преподавания права и других общественных
дисциплин в школе. Цикл учебных видеофильмов». — М., РФПР. 2001.

мать, на каком этапе урока лучше предложить фильм, как это
будет логически сочетаться с предварительной и последующей
работой. Не целесообразно отводить более 10 минут на просмотр
видеосюжета. Правовые ситуации могут устаревать из-за
динамично развивающегося законодательства, поэтому нельзя
на уроке использовать старые материалы. Они могут ввести
ученика в заблуждение и не будут иметь никакой учебной значимости
или воспитательного эффекта1.

3) Предметная наглядность может быть обеспечена
учебными экскурсиями в суд, нотариальную контору или
в адвокатское бюро. Однако учителю следует очень основательно
продумать форму проведения занятия за пределами школы.
Нельзя проводить экскурсию спонтанно, без предварительной
договоренности с юристами-специалистами. Важно, чтобы
школьники увидели, как применяется право на практике,
закрепили свои теоретические знания.