19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПОНЯТИЯМ:

1. Дать определение понятия «право», раскрыть его содержание
и сопоставить с понятием «закон».
2. Выделить термины, отражающие систему права, и расположить
их в дедуктивном порядке.
3. Найти в списке термины, отражающие систему права, и расположить
их в индуктивном порядке.
4. Составить схему, отражающую взаимосвязь этих понятий. Обосновать
свой подход.
ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ МОГУТ БЫТЬ ТАКИМИ:

1. Право — система общеобязательных правил поведения, формально
выраженных в источниках, обеспеченных принудительной
силой государства. Его содержание создается в обществе. В тоталитарных
странах государство диктует свою волю населению, а потому
законы могут носить неправовой характер. Разве можно назвать правовым
бывший Закон СССР о детском расстреле или положение УПК
о том, что главным доказательством виновности человека в содеянном
является его собственное признание? Все это примеры истории
прошлых лет.
Закон — это высший юридический акт государства, в котором и
выражается право.

Его создают в обществе Форма, в которой выражено право

1 Из книги Певцовой Е.А. Обществознание. Книга для учителя. — М.,
PC. 2001

4 3666

97

2.
3. Схема представляется наоборот, начиная с «нормы права».
ЗАДАНИЕ II

Дескрипторное описание терминов можно показать в рамках
следующей деятельности. Ученикам предлагается расположить
в иерархической связи (юристы говорят: соподчиненности) следующие
термины: Федеральный Закон, Указ Президента РФ, Нормативный
акт мэра города, Конституция РФ, Постановление Правительства
РФ, Инструкция министерства.

ОТВЕТ

Конституция РФ
ФедеральныйЗакон
Указ Президента РФ
Постановление Правительства РФ
Инструкция министерства
Нормативный акт мэра города

ЗАДАНИЕ

Ученики должны составить перечень понятий, ассоциирующихся
со следующими: правонарушение, сделка, источник права. Ответ
необходимо аргументировать.

ОТВЕТ

— правонарушение
преступление, проступок;
— сделка
купля-продажа, аренда, завещание и т.д.;
— источник права
нормативно-правовой акт, прецедент, правовой
обычай, нормативный договор.
Один из приемов изложения правового материала называетсяповествование.

Приведем пример повествования, который учитель может
использовать в старшей школе на уроке по теме «Судебная
система страны», знакомя учеников с различными юридическими
профессиями:

«Одной из самых древних и особо ответственных специальностей
юриста была профессия судьи. Долгое время функции
судьи исполняли уважаемые люди… В Афинах был суд присяжных
(гелиэя), в котором насчитывалось 6000 судей. В роли судьи мог
оказаться каждый гражданин Афин. Судьи избирались сроком на
1 год. Разрешая судебные дела, они руководствовались своей
совестью. При Генрихе II, который стал править с 1154 г., на территории
Англии появились разъездные судьи… В Древней Руси организация
судопроизводства носила частный характер… Судья XVIII

в. при исследовании обстоятельств дела использовал

Определенное эмоциональное воздействие на ученика
может оказать сюжетный рассказ о каком-то правовом конфликте,
действии юридических правил в прошлом и т. д. В практике
работы учителя используют часто вымышленный сюжет.
Это побуждает учеников задуматься, обратить внимание на
отдельные признаки правового явления.

С.Н. Ловягин2 предлагает ученикам 8 класса представить
себе такую ситуацию. Ее рассказывает учитель:

«Альтруист и эгоист выловили сетями 4 ведра рыбы. Стали
делить. Эгоист говорит: «Возьму себе три, а ты бери одно».
Альтруист отвечает: «Нет, бери все четыре».

Два неразумных эгоиста выловили 4 ведра рыбы. Один
говорит: «Мои три ведра: ведь сеть моя». А другой отвечает:
«Нет, три ведра мои: ведь лодка моя и перед рыбалкой у меня
ночевали». Спорили, спорили. Подрались. Рыба протухла.

См.: Певцова Е.А. Основы правовых знаний. — М., Владос. 2000.
См.: Ловягин С.Н., Володина СИ. Калпин А.Г. и др. Практикум по курсу
«Основы правовых знаний». — М., Вита-Пресс. 1999.

Два альтруиста выловили 4 ведра рыбы и каждый кричит:
«Возьми все, мне ничего не нужно». Спорили, ругались, бросили
рыбу и разошлись расстроенные.

Далее учитель задает вопрос: «Что можно посоветовать
героям ситуации? Как можно избежать споров? Зачем людям
нужно право?»

Таким образом, методические приемы составляют структуру
метода, представляя собой пошаговые единичные операции,
которые выполняют учитель и ученик, реализуя тот или иной
метод обучения праву.

2.3.