19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




В этих понятиях концентрируется
основной смысл изучаемого материала. Их можно назвать главными,
базовыми словами темы. В некоторых учебниках по
праву основные понятия к теме выписаны авторами в начале
или в конце параграфа.

Например, к теме «Социальные нормы» в учебнике 8 кл.
в рубрике «Словарь урока» представлены такие понятия: социальные
нормы; правовые нормы; ответственность; мораль2.

Учитель просит выписать понятия темы в тетрадь, затем
показать наглядно, как эти понятия связаны между собой.
Ученики рисуют в виде логических цепочек, кружков, отдельной
схемы и т. д. модель взаимосвязи понятий. Например:

1 вариант 2 вариант

См.: Барихан А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь.
— М., Книжный мир, 2000, с. 569.
См.: Основы правовых знаний 8—9 кл. / РФПР. — М. Вита-Пресс. 1999.

Представить правильную модель взаимосвязи понятий ученик
может лишь тогда, когда он разобрался в теме. Такая работа
осуществляется при закреплении изученного материала. К моделям
учитель формулирует дополнительные вопросы, задания. Отличная
оценка выставляется тому, кто верно показал связь понятий,
выполнил задания (раскрыл устно их содержание и т. д.).

Такая работа может проводиться на контрольно-обобщающих
уроках, когда необходимо систематизировать знания, проверить
степень усвоения материалов разных тем.

На чем же основывается данная методика?

Любое юридическое понятие, не включенное в текст, вызывает
у человеку определенный круг ассоциаций. Предположим,
понятия «диспозитивная норма» или «альтернативная санкция»
может разъяснить не каждый. Один обучаемый даст очень
поверхностное и приблизительное разъяснение этим сочетаниям
слов. Другой же представит четкие пояснения, укажет ассоциативные
связи и подробно раскроет содержание темы в рамках
этого понятия. От чего это зависит? В первую очередь, от
обученности человека и развитости у него понятийного мышления.
Исследования показали, что операции с понятиями могут
выступать методами не только диагностирования знаний, но и
средствами развивающего обучения. Посредством такой методики
у школьников создается целостное, обобщенное представление
о содержании изучаемого правового курса. Развивается

абстрактно-логическое мышление, ведь работа с понятиями
позволяет проследить причинно-следственные связи многих
правовых ситуаций, которые не поддаются чувственному, наглядному
познанию. Используя методику внеконстекстных операций
с ведущими правовыми понятиями, мы способствуем
формированию эвристического мышления, создавая прочную
основу для дальнейшей творческой работы любого школьника.
Активизируется и познавательная деятельность обучаемого, который
вооружается эффективными способами самоподготовки
и самоконтроля.

В рамках такой работы можно предложить простые операции
с изученными юридическими конструкциями: узнавание
термина, определение его понятия, раскрытие содержания и
объема понятия, установление связей такого понятия с вышестоящими
и нижестоящими понятиями, раскрытие практических
действий, которые можно осуществлять с этим понятием.
Целесообразнее обратить внимание и на более сложные виды
работ: показ того, как толкуют понятие различные авторы,
объяснение генезиса этого понятия, умение разъяснить, как
используется это понятие в других науках, отыскание синонимов
этого понятия и проч. В процессе такой диагностики
обучаемые выстраивают терминологические модели, блок-схемы,
в которых отражаются логические взаимосвязи базовых
понятий.

Отдельная группа заданий может быть посвящена проверке
умений выделять существенные признаки тех или иных явлений.
Так, обучаемые, пользуясь методом абстрагирования, а
также сравнительно-юридическими операциями, определяют,
например, отличительные признаки актов применения права от
нормативно-правовых актов.

Вот некоторые примеры того, как можно использовать
метод терминологических моделей на уроках права. Его можно
отнести к практическим методам обучения.

Обратим внимание на то, почему разнообразная работа
с понятиями эффективна для деятельности самого учителя. Внеконтекстные
операции с базовыми юридическими понятиями
позволяют усилить логику изложения предмета, повысить уровень
наглядности изучаемого материала.

В процессе работы ученики должны построить из терминов,
которые даны заранее, модели, где отражаются логические
взаимосвязи базовых понятий.

ЗАДАНИЕ 1

Даем ученикам следующие понятия: право, норма, гипотеза, санкция,
диспозиция, гражданское право, частное право, публичное право,
уголовное право, сделка, преступление.