19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Т. Студеникин выделяетписьменно-графические

Их использование связано с составлением схем, графиков, сравнительно-
юридических таблиц, словарей новых слов, выполнением
рисунков.

В методике работы с текстом можно выделить работу с юридическим
словарем, справочной литературой, а также составление
планов, опорных конспектов, схем и проч.

Особый интерес представляют приемы работы с прессой на
правовые темы. Так, при изучении прав человека и гражданина
на уроках права в старших классах можно предложить ученикам
проанализировать статьи отдельных газет, которые учитель подбирает
заранее. Такая работа проходит по группам. Ученики
читают материал, делают необходимые выписки и вырезают
статьи. Школьники группируют материал средств массовой информации
по трем разделам: как защищаются права, как соблюдаются
права и как нарушаются права. Далее представители
групп делают небольшое выступление о результатах работы.

Учитель, как организатор данной работы, знакомит учеников
с правилами анализа правовой информации в статьях газет:

1.
Прочти внимательно главные статьи газеты. Выбери те,
которые необходимы.
См.: Вагин А.А., Сперанская М.В. Основные вопросы методики преподавания
истории в старших классах. — М., 1959.
См.: Студеникин М.Т. Методика преподавания истории. — М., Владос,
2000, с. 76.

См.: Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. — М.,
Владос. 2000.

2.
Подумай, о каких правовых нормах идет речь ? Вспомни
эти правила.
3.
Проанализируй ситуацию. Если правила нарушены, то каковы
причины этого?
4. Выскажи свое мнение по содержанию материала.
5. Сделай вывод1.
Обратим внимание начинающего учителя на некоторые
особенности методики изучения юридических понятий.

А.З. Редько, Л.М. Кодюкова, В.Г. Карпов и др.2 считают, что
основные понятия должны быть предметом пристального внимания
учителя и учеников, а их усвоение может происходить постепенно;
от простых к сложным, от тех, которые уже известны, к
другим, которые могут быть осознаны путем объяснения через
усвоенные понятия. Например, в 5 классе мы знакомим учеников
с понятием «общественные правила поведения», затем к 8 классу
мы расширяем информацию об этом, объясняя социальные нормы
регулирования общественной жизни, обратив внимание на
правовые. Следует учесть, что ученики к этому возрасту начинают
мыслить абстрактно. Для того чтобы разобраться в сущности
понятия, необходимо представить его признаки. Ученики должны
научиться выделять основные и неосновные признаки понятия.
К первым относятся те, без которых рассматриваемое явление
не будет существовать. Например, существенным признаком
трудового контракта является наличие договоренности о режиме
работы и зарплате. В том случае, когда эти вопросы не оговорены,
о трудовом контракте не может быть и речи.

Понятия выражаются в терминах— специальных словах,
которые передают их смысл. Учитель должен пояснить термины,
употребляемые при изучении темы. Можно показать историю
возникновения слова, его употребления в юридической науке.
Многие юридические термины, употребляемые в нашем языке,
имеют глубокую историю существования со времен римского
права. Например, слово «сервитут» означало право пользования
чужим земельным участком, строениями со стороны лиц, не
являющихся их собственниками, но вынужденных прибегать

методика разработана учителями г. Новомосковска. См.: Комплект
видеофильмов «Правовое образование в школе». РФПР. 2001.
См.: Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний
в школе. — М., 1959.

к такому пользованию1. Правовые термины разъясняют через
происхождение слова, поясняя примерами его употребление в речи.
Не нужно на уроке представлять сложные термины, недоступные
для понимания школьникам (в силу возраста, неизученности
вопроса и проч.). Учитель права должен формировать юридически
грамотную речь ученика, обратив внимание на верность использования
слов при общении (устном или письменном).

Автор считает, что большую результативность в правовом
обучении показала так называемая методика внеконтекстных
операций с базовыми правовыми понятиями. Она включает в себя
разнообразные методические приемы работы с понятиями и весьма
полезна и при диагностировании степени усвоения содержания
материала, и при его систематизации. Поясним некоторые
аспекты такой методики.

Внеконтекстные понятия — это те слова, которые учитель
или ученик выделяет из текста параграфа, раздела учебника,
книги по определенной теме.