19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




При решении правовых задач, в которых требуется
разобраться в случившемся, установить суть дела и дать
верное пояснение, используется прием рассуждения. С его
помощью разъясняются отдельные положения, которые
подводят учеников к выводам, заключениям. Если учитель
использует этот прием при объяснении нового правового
материала, необходимо продумать серию взаимосвязанных
вопросов. Ответы на них педагог может давать в готовом
виде.

Основной стиль вербального общения в области обучения
праву— диалогический. Значит, проведение занятий только
в форме монологичного изложения даже интересного правового
материала не станет эффективным способом формирования
правовых знаний и умений обучаемых.

Вот некоторые приемы словесной коммуникации.

1. Логическое осмысление правового явления. В таком
случае учитель систематизирует яркие факты в своей речи.
Например, рассказывая о том, как шел процесс формирования
отдельных норм права, учитель разъясняет школьникам сущность
закрепившихся в действующем законодательстве юридических
правил. Так, в нынешнем Семейном кодексе страны есть
норма, запрещающая регистрировать брак между людьми, имеющими
близкое родство (ст. 14 СК РФ). Вредные последствия
родственного кровосмешения люди заметили давно. А потому
история такого правила весьма длинна.
2. Разъяснение. В этом случае учитель показывает сущность
того или иного юридического правила, иллюстрирует его
многочисленными примерами для более прочного запоминания.
Предположим, на уроке отрабатываются навыки практического
характера— составление исковых заявлений в судебные
органы с целью защиты своих прав. Предворяя работу,
учитель должен разъяснить особенности такого документа, принципы
и правила его составления. Таким образом, методы словесного
характера взаимодействуют с практическими.
3. Детализация. Объясняя сущность определенного правового
явления, учителю необходимо обратить внимание на отдельные
составляющие его части. Например, разбирая с точки
зрения теории права дефиницию «преступление», учитель обра

щает внимание обучаемых на элементы, образующие его состав
(таким образом, с помощью примеров, можно детально рассмотреть
субъект, объект, субъективную и объективную стороны
явления).

4. Разносторонняя оценка. Такой прием характеризуется
высоким уровнем изложения материала. Предположим, в старших
классах при изучении понятия «право» школьники обнаруживают
существование многочисленных подходов в науке
к этому понятию. Анализируя некоторые школы права (нормативистскую,
социологическую, психологическую или естественно-
правовую), обучаемые учатся сопоставлять позиции мыслителей,
юристов и выделять их положительные и отрицательные
стороны со своей точки зрения. Так они начинают понимать,
что многие явления правовой действительности, несмотря на
строгость и четкость правовых норм, нельзя оценить однозначно.
Во многих случаях требуется детальное рассмотрение дополнительных
фактов и проч.
5. Обнаружение тенденции. На уроках права нередко используются
приемы исторического анализа того или иного
правового явления с целью выявления тенденций его развития.
Например, особенностями развития современной системы права
в стране являются усиление человековедческих подходов
законодателя при создании норм права, расширение частного
права, интеграция с международными нормами права и проч.
6. Особенное значение факта. Аргументированные ответы
— важное требование учителя права к своим ученикам, которые
именно на его уроках должны отработать умения доказывать
свою позицию по вопросу, давать конкретный совет при
разрешении конфликтной правовой ситуации. Учитель права
должен иметь в виду, что при одноразовом ознакомлении с правовым
материалом ученик может легко запомнить три—четыре
факта. В этой связи составление плана урока, а также выделение
минивопросов, которые следует усвоить, необходимо основывать
на указанном количестве составных частей.
Учитель права должен знать место темы в программе курса.
Как правило, теоретические вопросы права и нормы Конституции
изучаются на первых уроках. Педагог составляет поурочное
планирование и определяет структуру теоретического материала.
Для этого ему необходимо прочитать темы по проблеме,
изложенные в учебнике, выписать ведущие понятия, на которые
следует обратить внимание.

Ученики могут изучать указанные темы по-разному. В зависимости
от уровня подготовленности класса педагог выясняет
трудности изложения темы в учебнике.