19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




по инициативе Российского Фонда правовых реформ разработана
Концепция правового образования в России. Этот федеральный основополагающий
документ в области правового обучения и воспитания появился
в нашей стране впервые.

Об эффективности правового обучения судят и по достигнутому
уровню знаний и умений учеников, а потому в области
методики обучения, праву выработан целый механизм диагностирования
качества обучения.

Методика обучения праву как наука постоянно совершенствуется.
Появляются новые подходы ученых к процессу обучения,
уходит в прошлое то, что является не эффективным в практике
работы.

В основе любой науки, как правило, находится целая система
принципов — исходных начал, от которых зависит то, как
будет развиваться эта наука дальше, что может дать она нам уже
сегодня.

Современная методика обучения праву базируется на следующихпринципах:


вариативности и альтернативности моделей правового обучения
— это значит, что существует много разнообразных
подходов в области обучения праву и они реально существуют
в практике (это связано с отсутствием единой, строго
обязательной системы правового образования: в различных
регионах сложились свои традиции и особенности
правового обучения, которые, безусловно, основаны на
требованиях госстандарта знаний);

личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего
индивидуализацию и дифференциацию обучения праву (работа
с каждым обучаемым, с опорой на его уровень способностей,
возможностей восприятия правового материала,
которая позволяет обеспечить развитие, обучение каждого,
кто оказался включенным в образовательный процесс);
— максимальной системы активизации познавательной деятельности
учеников с опорой на их социальный опыт
(школьники должны научиться самостоятельно добывать
знания, активно участвовать в учебной деятельности, а не
быть пассивными созерцателями происходящего, принудительно
выполняя «наставления» взрослых, педагогов. Для
того чтобы правовые понятия лучше запоминались и были
ясны, рекомендуется разнообразить теоретические положения
науки примерами реальной жизни, в которой школьник
является участником, — так учитывается его социальный
опыт);

образовании на основе положительных эмоциональных переживаний
субъектов процесса обучения в режиме диало

гового сотрудничества «учитель—ученик» (правовое обучение
может быть успешным только на уровне взаимосогласованного,
доброго, уважительного отношения учителя и
учеников друг к другу);


выстраивании профессионально грамотной и апробированной
вертикали правового образования, которая носит
многоступенчатый характер (обучение праву в детском саду,
школе, вузе). Это значит, что правовое обучение должно
быть поэтапным: начинаясь в раннем детском возрасте,
оно продолжается до старшей ступени в школе, естественно,
этим не ограничиваясь;

внедрении исследовательского компонента в систему
взаимосогласованных действий учителя и ученика (в процессе
обучения праву педагог вместе со своим воспитанником
познает право, «открывая» новые механизмы его действия,
систематизируя, обобщая правовые явления);

использовании современных методов правового обучения,
в том числе телекоммуникационных технологий, дистанционного
правового обучения и работы в системе Интернет.
Новые электронные учебники по праву, мультимедийные
программы требуют иной методики обучения.
Возрастает значимость самостоятельной работы учеников.1
Учитываются традиционные принципы обучения: доступности
и посильности; научности и учета возрастных, индивидуальных
возможностей учеников; систематичности и последовательности;
прочности; связи теории с практикой; воспитания
в обучении.

Стоит согласиться с тем, что методика обучения праву —
это не только наука, но и целое искусство, так как никакие
теоретические исследования или практические рекомендации
никогда не заменят того многообразия методических приемов,
которое рождается стихийно-эмпирическим путем у учителей.
Тем не менее доказано, что максимально результативный опыт
создается именно на основе знаний науки, а не вопреки им.

1 Система электронных учебников по правовым наукам прошла апробацию
в Международном Юридическом институте при Минюсте РФ. Ее результаты
опубликованы в 2001 г. во внутривузовском сборнике.

1,2. Роль методики обучения праву в системе
школьного образования страны

Эволюция научных школ
в области методики обучения праву

Современное российское образование претерпевает некоторые
изменения, которые определенным образом сказываются и
на системе правового обучения школьников.