19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




образные и условные наглядные пособия по праву. К первым
относят картины на правовые темы, фотографии и т. д. Ко вторым
— графики, таблицы, диаграммы и проч.

Практические методы заключаются в совершении определенных
действий с учебными предметами. Это может быть создание
схематических рисунков, мультипликационных вариантов правового
содержания (такой опыт работы успешно осуществляется
в Новосибирске) и проч. Ученики работают самостоятельно с литературой,
участвуют в научно-исследовательской деятельности.

Что же оказывает влияние на выбор методов правового обучения?
Во-первых, цели, задачи, которые учитель формулирует
перед каждым учебным занятием, и особенности правового материала.
Сложный юридический материал трудно изучать поисковым
методом. Запутавшись в проблеме, школьники могут потерять
интерес к дальнейшей деятельности. Здесь требуется
объяснительно-иллюстративный метод, объяснение учителя, рассказ.
Во-вторых, необходимо иметь в виду способности, уровень
подготовленности класса. В классе с низким уровнем обученности
детей учитель сам объяснит правовые понятия, окажет помощь
ученикам при выполнении ими самостоятельной работы.
Задания могут носить репродуктивный характер, требующий воспроизведение
материала. При высоком уровне подготовленности
школьников увеличивается объем их самостоятельной творческой
работы, учитель выступает в роли профессионального организатора
познавательной деятельности детей. В-третьих, на выбор
методов оказывает влияние наличие времени для изучения
правовой темы. Способности педагога играют немаловажную
роль при выборе тех или иных методов обучения.

Многочисленные споры ученых в отношении сущности
и классификации существующих методов в области правового
обучения позволяют, однако, сделать вывод о необходимости
оптимального сочетания на практике традиционных, репродуктивно-
воспроизводящих и инновационных, проблемно-творческих
методов. Практика показывает, что доминирование исключительно
одних методов в ущерб другим крайне негативно
сказывается на результативности правового обучения. Необходимо
иметь в виду следующие особенности обучающего процесса:

— для организации творческих уроков по праву следует обеспечить
основательную подготовку школьников в виде комплекса
базовых знаний, которые могут стать своеобразным
фундаментом для развития творчества детей;


сложный по характеру юридический материал нельзя изучать
поисковым методом. Он требует объяснительно-иллюстративного
подхода (объяснения учителя, лекции, рассказа).
Проблемный метод в этом случае будет выступать
как прием1;

при выборе методов обучения следует учитывать потенциальные
возможности учеников, уровень их подготовки.
В классе, где обучаемые имеют высокий уровень обученности
и потенциальные возможности для более основательного
изучения права, следует активизировать их самостоятельную
работу путем заданий повышенной сложности,
творческих и проблемных вопросов;
— личные способности учителя и наличие времени для изучения
вопросов права играют немалую роль в выборе того
или иного метода правового обучения.
2.2. О методических приемах правового обучения
Используя различные методы обучения, мы совершаем определенные
действия, которые направлены на то, чтобы решить
поставленные задачи. Они-то и составляют понятие «методические
приемы». Дидакт М.И. Махмутов называет их «составной
частью методов».

Методический прием — это частное средство, с помощью
которого в совокупности с другими средствами реализуется тот
или иной способ познания правовой действительности и приобретения
навыков в области права. Так, учитель формулирует перед
обучаемыми определенную проблему, предлагает подумать над
рядом проблемных вопросов и т. д.

Многие юридические дефиниции (право, правонарушение,
ответственность и др.) учитель раскрывает путем объяснения.
Этим понятием называют важный прием изложения правовой
теории. Объясняя материал, учитель права показывает смысл
изучаемых правовых явлений, взаимосвязь его составляющих,
представляет оценки, выводы.

Практика показывает, что при постоянном доминировании
такого приема на учебных занятиях снижается познавательная

См.: Дружкина А.В. Методика преподавания обществознания в средней
школе. — М., Просвещение. 1985.

активность школьников, которые получают в готовом виде правовую
информацию. Их задача заключается в том, чтобы понять
ее и запомнить.