19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Установлено, что человек, умеющий хорошо
одеваться и следить за собой, имеет лучшие личностные характеристики
в сравнении с тем, кто за собой не следит.

Таким образом, фундаментом вербального общения выступают
положительные эмоции. Большинство учеников не могут
заниматься успешно в условиях недоброжелательной критики,
угрозы, ненависти или даже осмеяния. Стремясь избежать этого,
они применяют любые меры защиты. Обучаемые начинают
испытывать подавленность, утомление и скуку1.

Декларирование общеизвестных истин не способствует вербальному
общению в процессе преподавания права. Так, малоэффективны
наставления типа: «Ты учишься в гимназии, а потому
обязан знать право», «Ты отличница, а значит, должна выучить
правовые нормы», «Вы обязаны соблюдать предписания закона,
даже если не понимаете их». Таким способом осуществляются
морализаторские наставления, которые наравне с руганью, чтением
нотаций негативно сказываются и на процессе обучения
праву. Последнее предстает как насилие, навязываемое извне.

Словесное объяснение отдельных положений темы урока
лучше строить из простых, хорошо продуманных фраз. Эффективность
восприятия правового материала будет выше, если
в начале изложения высказать мысли, созвучные настроениям
ребят. Вот наиболее типичные способы начала выступления
учителя на первом уроке по праву:

1) Сегодня мы начинаем изучать одну из самых таинственных
и загадочных наук, история которой весьма интересна и необычна.
Древние называли ее «искусством добра и справедливости», а ее
знатоков наделяли ореолом святости. Речь идет о великой силе
Юриспруденции, которая помогает нам сегодня познакомиться и
понять некоторые общественные правила поведения. Последние носят
общеобязательный характер для исполнения и помогают людям
жить в одном обществе. Далее можно рассказать о том, какая
судьба постигла тех, кто был не сведущ в юридических нормах
(кого-то обманули, кто-то не смог отстоять свое право и т. д.)

2) Можно начать разговор с цитаты. Она должна быть
глубокой по содержанию, интересной и авторитетной для аудитории.
В других случаях мотивирует на дальнейший процесс обучения
рассказ определенного случая, исторического события.

Там же.

Кроме словесного общения учителя права с классом, группой
обучаемых (ретиальное общение), в практике работы учителя
нередки непосредственные контакты с отдельными учениками
(аксиальное общение). Чтобы улучшить такой вид
коммуникации учителя права с учениками, следует обратить
внимание на отдельные правила. Например, нельзя подолгу или
постоянно останавливаться в разговоре на одном и том же
вопросе. Необходимо разнообразить разговор различными темами.
Трудно общаться с теми людьми, которые всегда спорят,
даже понимая, что они неправы. Однако еще неприятнее становится
общаться с теми, кто постоянно соглашается по всем
вопросам, поддакивает, стремясь «угодить». Учителю иногда
целесообразно не афишировать свою осведомленность в том, о
чем ему рассказывает ученик. В противном случае дальнейшие
контакты перестанут быть интересными, и ученик не захочет
поделиться вновь услышанным или увиденным.

К некоторым методам сообщения новых знаний относят
рассказ. Это повествовательная форма раскрытия нового материала.
Важно, чтобы рассказ был ярким, логичным, с особым
подчеркиванием главных мыслей, выводов. Большую роль в
этом методе обучения играет убедительность слов, выражений,
эмоциональность.

В старших классах используют такой метод, как школьная

лекция.

Особого внимания заслуживает наглядный метод обучения
праву , который используется учителями в практике. Он позволяет
конкретизировать учебный материал. Указанный метод
может выражаться в работе с таблицами, схемами, демонстрации
транспарантов по праву с использованием эпидиоскопа,
применением мультимедийных программ, классной доски, мела,
фломастеров и проч. Специалисты справедливо считают, что
наглядность играет большую роль и в словесном общении (нет
ничего в мышлении, чего бы не было прежде в ощущении;
чувства — это свидетели достоверности и вернейшие руководители
памяти)1. Применение такого метода требует тщательной
подготовки учителя (разрабатывается система вопросов, заданий
к наглядным материалам, дети учатся анализировать содержание
проблемы, выраженной в таком виде, и проч.). Выделяют

Я.А. Коменский. Великая дидактика. // Педагогическое наследие. —
М, Педагогика, 1987, с. 71.