19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Методисты выделяют такие его виды: сюжетный или описательный
рассказ, характеристика правового явления; конспективное
(краткое) изложение; обобщение правовой информации.

Общеизвестно, что вербальное общение представляет собой
передачу мыслей с помощью слова, мимики или пантомимики.
Знаменитый физиолог И.П. Павлов (1849—1936), проводя
свои многочисленные опыты, доказал, что слова являются
самым эффективным средством воздействия на человека. На
учебных занятиях по праву следует особое внимание уделить
культуре речевого общения учителя и учеников. Доброе, спокойно
сказанное слово способно творить чудеса. Это помогает
поддерживать организованность и порядок в классе во время
проведения урока. Раздраженный голос учителя создает стрессовое
состояние школьников и не способствует освоению обучаемым
даже, казалось бы, интересных тем правового курса. Не
случайно А.С. Макаренко считал, что важным показателем педагогического
мастерства является умение произносить слова:
«Подойди ко мне» — с десятками нюансов в голосе. Умение
использовать возможности паралингвистики (вокализация речи,
ее тональность, тембр) и экстралингвистики (громкость речи,
ее темп, паузы) оказывает большое влияние на плодотворность
словесных контактов в правовом обучении.

Чаще всего обижаются не на смысл слов учителя, а на то,
каким тоном они произносятся. Это особенно важно, когда
исправляется ошибка, делается замечание. То и другое нельзя
произносить мимоходом, беспристрастным тоном. Замечание
не должно звучать обидно. Его следует сделать вежливым и
ободряющим тоном. А чтобы закрепить модель верного поведения
ученика, последнему предлагается выполнить определенное
задание.

Словесное общение дополняет контакт глазами между учителем
и учениками. Очень часто на уроке права учитель вынужден
разъяснять сложные юридические дефиниции в форме минилекции,
которая занимает от 15 до 20 минут. В этом случае,
объясняя школьникам тему, целесообразно переводить взгляд

от одного слушателя к другому (спереди — назад, слева — направо
и обратно), стремясь создать впечатление у каждого, что
именно его избрали объектом внимания. С одной стороны, так
поступать предписывают правила этикета, с другой стороны,
такое поведение учителя права стимулирует каждого ученика.
При этом школьник не станет заниматься посторонним делом,
отвлекаться1. Таким образом обеспечивается так называемая
«обратная связь» учителя и учеников. Учитель права сразу замечает,
кто его внимательно слушает и охотно работает на уроке.
Культура речи проявляется не только в том, что сказано, но и
втом, как сказано. Учителю права следует уметь приводить
в пример различные казусы, правовые ситуации из реальной
жизни. Они должны носить обобщенно-типичный характер, но
в тоже время яркий и производящий определенное впечатление
на слушателей. Разъяснение правовых конструкций только на
теоретическом уровне не целесообразно хотя бы и потому, что
их запоминание будет усложнено.

Школьники крайне негативно воспринимают любые погрешности
в речи педагога, резко отрицательно относятся
к штампам (речевым фразам), которые учитель постоянно повторяет.
Одного педагога, который заканчивал каждый урок
права одним и тем же словосочетанием с неправильным ударением,
так и прозвали: «Задом на дом».

На уроках права необходимо соблюдать основные правила
кинетики: умело применять жесты, мимику, пантомимику (движение
всего тела). Специалисты доказали, что жест хорош в том
случае, когда он подкрепляет слово. Неопределенно хаотичные
жесты создают впечатление нервного возбуждения и рассеивают
внимание слушателей. А.С. Макаренко называл «кустарными педагогическими
приемами» стремление учителя увеличить эмоциональное
воздействие от своей собственной персоны с помощью
злого взгляда, нахмуривания лба, бровей. Педагог должен передавать
своим воспитанникам заряд бодрости, оптимизма. Но хуже
всего, когда на лице говорящего школьники видят скуку и полное
безразличие к тому, что он объясняет. Ученики привыкают очень
быстро к безразличию и начинают копировать поведение педагога.
Передавая правовую информацию, учитель не должен ходить
в аудитории из одного угла в другой. У обучаемых в таких услови

Из исследований д. п. н. М.М. Станкина. См.: Станкин М.И. Учитель
физической культуры: личность, общение. — М., 1993.

ях будет рассеиваться внимание. На усвоение слов учителя влияет
и его внешний вид.