19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




В своей работе учитель использует самые разнообразные
методы. Известно, что общая дидактика выделяет разные группы
методов. К ним относят:

1.
Методы стимулирования и мотивации учебной познавательной
деятельности.
2.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности.
3.
Методы контроля и самоконтроля эффективности учебнопознавательной
В связи с тем, что в реальной практике сложилось большое
разнообразие методов обучения, специалисты предложили классифицировать
их по различным основаниям. Этот прием известен
и самой юридической науке: так, например, нормы права
могут быть классифицированы по исходящему субъекту, методу
правового регулирования или по отраслевому принципу.

Однако даже единое основание позволило ученым спорить
и предлагать свои подходы к классификации методов обучения.
Известные дидакты М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер1, исходя из
уровней познавательной деятельности учеников, выделили: информационно-
рецептивный, репродуктивный, эвристический
и исследовательский метод (или объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный), проблемного изложения, частично-поисковый,
исследовательский. В случае выбора учителем чисто
репродуктивного метода изучения темы ученики превращаются
в пассивных слушателей своего педагога, который в готовом
виде поясняет все правовые вопросы и заставляет детей их
запомнить. В условиях проблемного обучения перед учеником
ставится определенный вопрос (проблема), который он должен
разрешить, пытаясь самостоятельно отыскать ответ. Противоречие,
складывающееся между знанием и незнанием, стимулирует
познавательную активность школьника.

Итак, на основании характера познавательной деятельности
в правовом обучении выделяют и такие методы:

1. Объяснительно-иллюстративный. Его сущность состоит
в том, что учитель сообщает готовую информацию разными

См.: Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М., 1974; Дидактика средней
школы. М., 1982; Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного
процесса. — М., 1982.
См: там же.

средствами, а ученики воспринимают, осознают и фиксируют
в памяти правовую информацию.

2.Репродуктивный метод. Системой логически взаимосвязанных
вопросов учитель права организует деятельность школьников
по неоднократному воспроизведению сообщенных им
знаний и показанных способов деятельности.
Несмотря на многочисленную критику специалистов относительно
использования этого метода в правовом обучении,
следует заметить его важность в плане формирования у школьников
прочной основы знаний, необходимых для творческой
работы.

3. Метод проблемного изложения. При организации правовых
занятий учитель ставит определенную проблему, сам ее
решает и показывает путь решения, предлагая образцы научного
познания правовых явлений.
4. Частично-поисковый, или эвристический метод. При применении
этого метода учитель права ориентирует школьников
на выполнение отдельных шагов поиска ответа на проблемный
вопрос или задание.
5. Исследовательский метод. Он обеспечивает творческое
применение знаний, способствует овладению методами научного
познания. Развивает интерес к предмету.
В современном правовом обучении необходимо обратить
внимание на организацию самостоятельной деятельности
школьников. Это может осуществляться при: решении практических
задач, работе с юридическими документами и проч.;
проведении специального исследования по определенной теме
под руководством учителя права. Важным методом закрепления
знаний, выработки умений, навыков являются упражнения.

ТА. Ильина предлагает учителю права использовать методы
сообщения новых знаний: объяснение, рассказ, лекция; методы
приобретения новых знаний: экскурсия, самостоятельная работа
с книгой, упражнения; методы работы с техническими
средствами; самостоятельную работу1.

Классификация методов по источникам получения учебной
информации позволяет обратить внимание педагога на
словесные, наглядные и практические методы.

Рассмотрим некоторые их особенности применительно
к современной системе правового обучения.

См.: Ильина ТА. Педагогика. — М., Просвещение, 1984, с. 274.

Словесные методы обучения праву связаны с устным изложением
материала или печатным способом передачи информации
(в этом случае в обучении используют тексты нормативно-правовых
актов; газетный материал по правовым вопросам и т. д.).
Работая вместе, учитель и ученик постоянно общаются друг
с другом именно с помощью слова, устного изложения материала.