19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Права человека
и этнические проблемы. Политические, экономические
и правовые гарантии прав человека.

Дополнительная
литература

Коваленко

воведение, гл. IX.
Права человека.
рия, теория и
ка, разд.

Мушинский

О.
новы правоведения
гл.1.

Окончание таблицы

Урок

Тема и форма
урока
Основные понятия
и положения
Внутрипредметные
и межпредметные связи
Дополнительная
литература
30 Права ребенка
(диспут)
Права ребенка. Декларация прав
ребенка. Конвенция о правах
ребенка.
Обществознанив: Ребенок как объект социальной
и правовой защиты. Ребенок самостоятельный
субъект права. Нравственно-правовая основа содержания
Конвенции о правах ребенка. Всеобщая
ответственность за охрану прав ребенка. Ответственность
государства за действия в отношении
детей.
Коваленко А. И. Правоведение,
гл. IX.
Права человека. История,
теория и практика,
разд. V.
31-32 Нарушения прав
человека. Защита
прав человека
(семинар)
Нарушения прав человека. Геноцид,
апартеид, расизм, дискриминация
национальных меньшинств.
Нарушения прав человека
в социально-экономической
области. Защита прав человека.
Международный механизм
в области прав человека. Защита
прав человека на национальном
уровне.
Обществознание: Судебная защита прав человека.
Омбудсмен особый
институт защиты прав
человека. Международный контроль в области
прав человека.
Коваленко А.И. Правоведение,
гл. IX.
Права человека. История,
теория и практика,
разд. IV, V.

Поурочное планирование отличается большей конкретностью
и в нем указывают: номер урока; тип учебного занятия, его
тему; количество часов; основные понятия, средства обучения и
проч. Оно составляется учителем к конкретному уроку.

Планирование является важной основой для системного
обучения детей праву, с его помощью преодолевается хаос, выстраивается
логическая связь того, что уже изучено, с тем, что еще
предстоит узнать.

Вопросы и задания

1.
Разъясните сущность методики обучения праву и ее роль в системе
школьного образования.
2.
О каких концепциях правового образования вам известно? Оцените
их с вашей точки зрения.
3.
Проанализируйте отдельные учебники, учебные пособия по праву
и сделайте письменное заключение о структуре книги, наличии
методического аппарата (вопросов, заданий и т. д.), наглядных
моделей (схем, рисунков), содержании материала (ясности, четкости
изложения юридических конструкций, их точности) и т. д.
4.
Что такое тематическое и поурочное планирование? Проанализируйте
материал по теме, представленной в пункте 1.6 учебника.
Объясните цели, задачи, принципы построения указанных
видов планирования. Во всем ли вы согласны с авторами?
5.
Напишите эссе по теме «Правовое обучение-недань моде!» При
этом покажите, для чего, с вашей точки зрения, надо учить праву;
что именно из области юриспруденции важно знать школьникам
и как можно учить их? Работы следует сохранить до конца
изучения курса.
6.
Выпишите основные понятия раздела. Дайте им определения и
сформулируйте к ним вопросы, которые можно адресовать другим
студентам, педагогам.

Раздел 2. МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА
ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ

2.1. Основные методы обучения праву
На протяжении многих лет специалисты в области методики
пытаются разобраться в том, как учить современного школьника.
И чем больше мы узнаем об этом, тем большее количество
вопросов у нас возникает. Именно методика обучения праву
дает ответы на сложные вопросы практики, разработав систему
методов обучения праву.

Слово «метод» обращает нас к далекому прошлому человечества.
В буквальном смысле оно обозначает (от греч. «methodos» —
путь исследования, теория, учение) «способ, с помощью которого
познается окружающая действительность или достигаются
конкретные цели». Известный мыслитель эпохи нового времени
Ф. Бэкон (1561—1626) сравнивал метод с фонарем, освещающим
путь ученого в темноте. Действительно, выбранный метод достижения
определенных целей порой играет важную роль в жизни
человека, позволяя ему быстро достичь желаемого результата.

В области правового обучения выработалась своя система
методов, позволяющая решать основные задачи правового образования
и воспитания граждан страны. В этой связи методы
обучения праву рассматриваются как способы взаимосвязанной

деятельности учителя и учеников, направленные на достижение
целей правового образования, воспитания и развития школьников.