19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Учитель права может составить такую таблицу:


урока
Тема
урока
Основные
понятия
Тип
урока
Дидактическое
оборудование.
Источники
знаний
Основные
умения
Межпредметные,
внутрипредметные
связи

Приведем в качестве примера отрывок из программы и
тематического планирования модульного курса «Основы потребительских
знаний» (автор — учитель права г. Ростова-на-Дону
Л. Будянская):

«Защити себя на рынке…»

Модульный курс «Основы потребительских знаний»
(Права потребителя и их защита) (8 часов)

В связи с формирующимся рынком в нашей стране возникла острая
необходимость в информировании, просвещении и защите потребителей.
К сожалению, о своих правах потребитель — человек узнает
лишь тогда, когда он попадает в неприятную ситуацию, связанную
с недоброкачественными товарами или услугами. Знание прав потребителя
дает возможность каждому решить для себя проблему качества
товаров, безопасности их для здоровья, жилища, природы, помогает
в становлении нормальных рыночных отношений.

Вопросы потребительского просвещения нельзя откладывать до
момента выхода ученика во взрослую жизнь. Формировать грамотного
потребителя, в полном смысле этого слова, необходимо с детства.
Полученные знания помогут ученикам стать активными и ответ

ственными гражданами правового общества, выработать свою систему
потребительских ценностей, помогут понять, что наши потребности
и желания универсальны и что многие потребности не удовлетворяются
из-за недостаточного их изучения производителями и из-за
нашей потребительской неграмотности.

А. Аузан — президент Международной конфедерации общества потребителей
- в предисловии к книге «Потребитель в Законе» справедливо
замечает, что в стране должна быть создана ситуация, когда не суд и
не закон, а обычай и привычки защищать права потребителей в торговле,
сфере услуг и производстве станут нормой жизни. А такие обычаи и
привычки появляются из массового поведения людей, разумно относящихся
к своим интересам. Привычка к разумному поведению начинается
стого, что многие люди начинаюттребовать чего-то как вполне естественного,
справедливого и законного. С каждым судиться не будешь. Сегодня
нет дефицита, нет диктата продавца, нам научились за покупку говорить
«спасибо», у нас есть право выбора. Но как грамотно воспользоваться
этим правом, как стать цивилизованным потребителем и как добиться
цивилизованного поведения от всех наших партнеров по рынку?

В процессе изучения модульного курса в г. Ростов-на-Дону ученики
осознают свою роль потребителя и оказываются подготовлеными
отстаивать свои права. Потребитель, даже маленький, должен уметь
себя защищать в трудных потребительских ситуациях. В преподавании
этого модульного курса прослеживается связь с экологией, экономикой,
химией, географией, историей. Ребята получают научные знания
о продукции, оценивают результаты человеческой деятельности. В процессе
изучения курса учащиеся должны знать: основные законодательные
акты, документы о защите прав потребителей, основные права потребителя
и все понятия, связанные с программой. Учащийся должен
уметь: защищать свои права потребителя, пользоваться качественными
товарами (услугами), используя полученные знания, вырабатывать
свой ценностный потенциал. Модульный курс рассчитан на 8 часов и
носит обзорный характер. Он апробирован в школах г. Ростова-на-Дону.

Программа

Тема 1. Введение. Цель, задачи, содержание курса. (1 час)

История потребительского движения. Всемирная потребительская
организация и ее роль в производстве качественной продукции
и защите прав потребителя. ООН о руководящих принципах по защите
прав потребителя. Консьюмерское движение в цивилизованном
мире. Потребительское интерполо. Международная конфедерация
общества потребителей (КОНФОП).

Формы объединения потребителей: общества потребителей, общества
защиты интересов вкладчиков, общество потребителей автотехники
и др.

Государственные и общественные органы по защите прав потребителей.
Потребительский журнал «Спрос», его значение в просвещении,
информировании и защите прав потребителя, в создании цивилизованных
рыночных отношений.

Закон РФ «О защите прав потребителей», его роль в защите наших
интересов.

Тема 2. Права потребителей и их защита. (4 часа)

Кто такой потребитель и что такое суверенитет потребителя? Российское
законодательство о защите прав потребителей. Роль потребителя
в экономической системе.