19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




НА. Микк1 считает, что «для понимания
текста учебника нужно, чтобы количество дополняющих предложений
было в 4 раза больше, чем базисных. Базисные необходимы
для понимания последующего материала».

В учебнике должны быть вопросы и задания, извлечения
из источников права, а также наглядный материал.

Обычно выделяют группу вопросов воспроизводящего характера
для закрепления правовых знаний. Другие задания носят
творческий характер. В современных учебниках задания
разноуровневые, более сложные отмечены звездочкой (*). С опорой
на последние можно выстраивать работу со школьниками,
которые имеют хорошие знания, большую обученность.

На первом уроке учитель должен рассказать об учебнике,
его структуре, символах и т. д. Например, в учебниках «Основы
правовых знаний» Российского Фонда Правовых Реформ каждый
текст параграфа начинается с небольшого рассказа из жизни
школьников. По мнению авторов, таким образом привлекается
интерес ученика к новой правовой информации. В параграфе
есть схемы, рисунки ведущих понятий. На них следует
обратить внимание. После каждого параграфа (он назван «урок»)
содержатся вопросы для самоконтроля и задания для самостоятельной
работы, а также словарь понятий2.

В ходе работы над новой проблемой ученики могут обращаться
к учебнику, чтобы прочитать определение, правило и т. д.

См.: Микк Н.А Оптимизация сложности учебного текста. — М., 1981, с. 92.
См.: Основы правовых знаний (8—9 кл.). — М., 2002.

Закрепление правовой информации осуществляется путем решения
правовых задач. Важно научить ученика использовать
документ, закон и т. д. для защиты своей точки зрения. Обычно
к извлечениям из нормативно-правовых актов поставлены вопросы,
задания. Так организуется целенаправленная работа с текстом.
В другом случае источники права содержатся в конце
книги. Тогда учитель ставит вопросы к тексту, обучая использовать
известные нормы для решения конкретной задачи.

М.Т Студеникин прописал итоговые умения при работе
с учебником, которыми должны обладать ученики на каждой
ступени своего обучения:

5 класс — выделять главное в отрывке текста, пересказывать
текст, составлять план рассказа.
6 класс — находить основную информацию по теме, сравнивать
разные понятия по тексту.
7 класс — составлять сложный план, излагать материал
нескольких параграфов, применять разные виды наглядности.
8—9 классы — доказывать свою точку зрения, сопоставлять
тексты двух учебников, составлять планы тем.

10—11 классы — излагать материал по сквозным проблемам
из нескольких тем; составлять план-конспект по нескольким
темам, развивать и углублять содержание учебника сведениями
из дополнительной литературы1.

Учебники по праву своеобразны и тем, что информация,
заложенная в их содержание, быстро устаревает. Учитель должен
самостоятельно следить за новыми изменениями в законодательстве
и обращать внимание учеников на них.

В 1859 г. Н.Я. Добролюбов сказал о том, что «мы еще долго
не дождемся тех учебников, которые бы отражали все наши
потребности, но то, что сделано на сегодня, — это большое
движение вперед, ибо новые книги уже не искажают так беспощадно
здравый смысл». Эти слова очень актуальны для характеристики
современной учебной литературы по праву.

Мы уже знаем, что важным документом деятельности образовательных
учреждений системы общего образования (школ)
является Учебный план. Он содержит перечень предметов, распределение
их по годам обучения и т. д. Он создается на основе
Базисного плана, утверждаемого Минобразования РФ. Базис

См.: Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. — М.,
2000, с. 47.

ный учебный план — это государственный документ, в котором
определена максимальная учебная нагрузка, допустимая для
образовательной деятельности; представлено то количество часов,
которое рекомендуется отводить на изучение отдельных
учебных предметов; указано, какие учебные предметы должны
изучить школьники на разных ступенях своего обучения.

Например, в 2001 г. в Министерстве образования РФ был
утвержден Базисный учебный план. Сначала по нему стали работать
с 1 сентября школы, которые были включены в эксперимент
по 12-летнему обучению (1941 школа). В сравнении с предшествующими
документами в нем сокращен объем учебного материала,
подлежащего обязательному усвоению. Сокращено время на
изучение отдельных образовательных областей, а также время на
выполнение домашних заданий.