19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




К настоящему времени
создано немало книг учебного характера по праву для системы
школьного обучения. Нет смысла анализировать их все (тем
более, что литература по праву очень быстро устаревает, в старые
книги вносятся изменения, появляются новые), однако
следует заметить, что среди них выделяют:

— учебные пособия. Так называют литературу для учеников,
которую можно использовать в учебном процессе: хрестоматии1,
содержащие извлечения из источников права прошлого
и современности, книги для чтения2, в которых подобран
правовой материал по отдельным темам из литературных,
публицистических и других произведений, и проч.;
— методическую литературу ( такие книги адресованы учителям,
методистам, студентам и всем, кто интересуется проблемами
обучения праву). В настоящее время книги по
методике права для системы общего образования приобрели
иную структуру. Так, в прошлом доминировали поурочные
разработки, в которых была прописана пошаговая деятельность
педагога и ученика (учитель получал готовый
рецепт того, как нужно проводить урок). В настоящее время
методические книги содержат рекомендации к проведе1
Право: Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Хрестоматия
для 9—11 кл. — Екатеринбург.: ИД «Сократ», 1999. — 224 с.
2 Права человека. Книга для чтения. // Сост.: Луховицкий В.В. и др. Молодежный
Центр прав человека и правовой культуры. — М., 2000.

нию занятий, предоставляя возможность учителю самостоятельно
моделировать свой урок1. Начинающему педагогу
следует обратить внимание на то, что должны знать школьники,
чему они могут научиться при изучении конкретной
темы, а также, какие методические приемы можно использовать
на уроке, чтобы достигнуть поставленных целей. Во
многих книгах представлен дополнительный материал для
учителя о новых изменениях в действующем законодательстве,
случаях из судебной практики, правовые задачи;

— правовые словари (некоторые из них адресованы ученикам,
другие же — юристам, преподавателям)2;
— наглядные средства обучения (к ним относят слайды, видеофильмы
по праву, транспоранты. Так, в рамках деятельности
Российского Фонда Правовых Реформ созданы специальные
фильмы по правовым проблемам, а также
видеоматериалы по методике права. Центр наглядных
средств обучения Министерства образования РФ подготовил
целую серию наглядных материалов по праву для школы
с методическими рекомендациями по их использованию
в учебном процессе)3.
Книги, объединяемые между собой единой концепцией и
состоящие из учебников, методических пособий, учебных пособий,
хрестоматий, практикумов, рабочих тетрадей, словарей,
составляют УМК — учебно-методический комплект.

Учебная правовая литература для школьников может быть
рекомендована или допущена к использованию в учебном процессе
Министерством образования РФ, если прошла экспертизу
независимых специалистов, оценивающих книги с методической,
педагогической, юридической точек зрения.

Ежегодно утверждается список учебников для Федерального
комплекта книг, который обеспечивает право каждого ученика
страны на получение бесплатных учебников в школах.

В настоящее время появились разные учебники по праву для
школы. Однако книга, которая получила название «учебник»,
должна отвечать требованиям, предъявляемым педагогами, ме

3 См.: Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». —
М., Вита-Пресс, 2000.
4 См.: Мельникова Э.Б. Толковый юридический словарь школьника (7—
11 кл.) — М., Вита-Пресс. 2000.
5 См.: Певцова Е.А. Право. Комплект транспорантов для обучения в школе.
— М., Центр наглядных средств обучения. МОРФ. 2000.

тодистами к такому жанру литературы. В нем раскрывается содержание
курса, дается объем материала для каждого урока.
Изложение материала должно быть последовательным, логически
взаимосвязанным (иначе это будет сборник статей). Учебник
помогает усвоить и закрепить правовые знания. Структура современных
учебников по праву разная. В большинстве случаев текст
книги делится на разделы или главы, которые состоят из параграфов.
В тексте параграфа выделяют понятия, определения. Их
количество должно быть оптимальным для усвоения. Материал
учебника должен соответствовать возрасту учеников.

В тексте параграфа выделяют основную и неосновную информацию.
При подготовке к занятию учитель прочитывает
текст параграфа по новой теме, которую предстоит изучить с
учениками на уроке; необходимо обратить внимание на базовые,
главные понятия.