19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Организационное
единство системы правового образования обеспечивается совокупностью
специальных учебных предметов этико-правовой
направленности: на первом этапе — «Я и мой мир», на втором —
«Социальная практика», на третьем — «Права человека в свободной
стране», на четвертом — «Гуманистические ценности европейских
цивилизаций и проблемы современного мира», «Из истории
права», «Основы правоведения». Например, стержнем курса «Я и
мой мир» являются этико-философские проблемы — раскрытие
для младших школьников гуманистических ценностей жизни на
доступном для них уровне. Каждая тема курса посвящена раскрытию
одной из этических проблем. При этом в первых—третьих
классах темы повторяются, но каждый следующий год — с расширением
круга рассматриваемых вопросов, усилением воздействия
на эмоциональную сферу детей, что обеспечивает более глубокое
осознание учащимися общечеловеческого значения и
личностного смысла этих ценностей. Таким образом создаются
условия для постепенного становления жизненных ориентаций
младших школьников, проявляющихся в эмоционально переживаемом
отношении к жизненным явлениям и в осознанном нравственном
выборе линии своего поведения, способов действий, по

См.: Воронцов А.В., Ильин А.В., Морозова С.А. Сергеев С.А., Элиасберг
Н.И. Права человека в свободной стране. — СПб., Спецлит, 1999.

ступков. Структура содержания курса создает условия для установления
внутрикурсовых связей между элементами этических и правовых
знаний. Компоненты правовой информации связываются по
смыслу с гуманистическими этическими ценностями. Например,
на уроках, посвященных раскрытию ценностей жизни и здоровья
человека, учащиеся узнают о праве каждого человека на жизнь и на
охрану здоровья, о праве детей на выживание и особую заботу государства
об их здоровье, об обязанности каждого уважать право другого
человека на жизнь. Одновременно учащиеся узнают об охране
законом жизни и здоровья людей от преступных посягательств. Аналогичная
содержательная связь между этико-философскими вопросами
и правовой информацией устанавливается и в других темах
курса. На каждом этапе именно такой специальный этико-правовой
предмет становится стержнем правового образования. Правовое
образование на каждом этапе ориентировано на достижение
конкретных практических результатов цивилизованной интеграции
учащихся в окружающий мир, социализации личности, помогая
учащимся осмыслить свои социальные роли, овладеть необходимыми
знаниями, умениями и опытом исполнения этих ролей в соответствии
с нормами гуманистической этики и действующего права
и для обеспечения безопасности ее жизнедеятельности1.

Определенных успехов добились попытки интегрировать
право с литературой, политологией и экономикой. Так, появились
курсы типа «Право и политика»2, «Право и экономика»3.
Такие курсы оказались наиболее результативными именно
в старшей школе, где обучаемые подготовлены к более основательному
рассмотрению общественной жизни с позиции права.
Особый интерес приобретают так называемые «минимодульные
правовые курсы», рассчитанные либо на полугодовое обучение
школьников основным юридическим проблемам (такие подходы
обозначились нехваткой часов в учебном плане), либо на
более углубленное изучение отдельных правовых вопросов, выходящих
за рамки требуемого госстандарта знаний по праву.
Так, например, обучаемым предлагается познакомиться с основными
проблемами права в области защиты прав потребителя
или историей становления права в России4.

См.: Санкт-Петербургская модель «Система этико-правового образования
» — регионам России. — СПб., 1999.
См.: Никитин А.Ф. Право и политика. — М., 2001.
См.: Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. — М., 2000,2002.
См.: Основы потребительских знаний. ИИ Ф «Спрос». 1997.

Правовая концепция в системе обучения представляет собой
целостный авторский подход к вопросам содержания правовых курсов,
их научно-методическому обеспечению и технологии обучения.

Таким образом, к настоящему времени сложились альтернативные
системы правового образования, имеющие опыт регионального
апробирования, которые объединены между собой
задачами формирования правовой культуры людей общества.
В большинстве из них полностью отражены основные дидактические
единицы государственного стандарта знаний детей в области
права.

1.6. Учебная литература по праву и планирование
правового обучения в школе
Содержание правового образования отражено в учебном
плане, учебной программе и учебниках.