19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




В этой связи
минимум времени уделяется лекционным, монологическим занятиям,
больший акцент сделан на применении правового материала
и развитии творческого мышления)1.

Большинство правовых курсов, подготовленных для школы,
изначально носили строго научный характер, а изучение
правовых вопросов выстраивалось в системе научной логики.
Среди специалистов появилось понятие «предметный подход»
к изучению права, который объяснялся введением самостоятельного
учебного курса по праву в учебный план школы2.

Учебный план образовательного учреждения — важный документ,
в котором прописано необходимое в соответствии с требованиями
госстандарта количество часов, отводимых на изучение того
или иного предмета. Он создается каждой школой на основе Базисного
учебного плана, который состоит из инвариантной части,
содержащей обязательное для всех школ России количество часов
на базовые дисциплины, и вариативной, которая может меняться
в соответствии с особенностями регионального характера.

1 Там же.

2 См.: Никитин А.Ф. Право и политика. — М., Просвещение. 2000;
Мушинский В.О. Основы правоведения. — М., ЦГО. 1997 и др.

Некоторые авторы предложили интегрировать гражданское
и правовое образование, обратив внимание на воспитание политической
и правовой культуры личности. Структура курсов
стала представлять собой систему концентрических кругов:
в центре — человек, а затем (условно) — сферы, составляющие
среду жизни человека1.

Разработана система институционального подхода, где обращено
внимание на правовое образование применительно
к форме организации школьной жизни как правового пространства.
На первое место были поставлены проблемы выстраивания
правовых отношений между участниками образовательного
процесса (учителя, ученики, родители). К настоящему времени
разработаны многочисленные проекты правового обучения. Например,
«Школа — правовое пространство»2. Подбор учебных
материалов осуществлялся с учетом возраста учеников. В проекте
обращено внимание на формирование умений договариваться,
мирно решать проблемы.

В проектных учебных программах представлены сведения
о процессах законотворчества и исполнения законов, структуре
законодательства и правовых институтов в сочетании с собственным
законотворчеством в рамках «школьного права». Согласно
данному подходу, ученики самостоятельно создают правила
школьной жизни. Важной составляющей правовой
образовательной практики является специальная разработка:
«Программа психологического сопровождения детей и взрослых
в образовательном процессе». Авторы считают, что правовое
образование всегда рассматривало в качестве субъекта только
ученика. В этой связи встала задача активно включить
в правовой образовательный процесс и учителей, и родителей, и
государственные, и общественные институты.

Большого внимания заслуживает концепция практико-ориентированного
подхода в изучении права, когда в интеграции
с экономическими, политическими и другими общественными
проблемами изучается право. Так обучаемые познают общество
посредством «взгляда» со стороны права3.

1 См.: Мушинский В.О. Азбука политики. — М., ЦГО. 1999, Мушинский
В.О. Азбука гражданина. — М., ЦГО. 1999 и др.

2 См.: Максакова В., Полякова С. Учимся договариваться (Я — Ты —
Мы). — М., 1998. Дебаты. Пособие для учителей. / Институт «Открытое
общество». — М., 1997; Певцова Е.А. Право. — М., PC, 2001..

См.: Кашанина Т.В. Право и экономика. — М.: Вита-Пресс. 1999.

Одной из основных концепций правового образования стала
система этико-правового подхода в изучении права. Ее авторы1
посчитали, что в современной школе необходимо выстроить
целостную систему правового обучения с первого до выпускного
класса, основанную на гуманистической этике, гуманистических
принципах права и гуманистических традициях в педагогике.
Отношение к ученику как к субъекту образовательного процесса
потребовало отказаться от традиционного для правового образования
формально-информационного подхода без учета возможностей
и реальных потребностей ученика. Н.И. Элиасберг
выдвинула идею о продвижении в изучении права «малыми шагами
», но с обеспечением прочного осознания материала, который
очень необходим ученику именно в его жизни (принцип опоры на
социальный опыт, которым обладает ученик). При этом правовая
информация вводится после формирования соответствующих нравственных
установок и на их основе. Например, право на жизнь рассматривается
в рамках более широких тем: «Радость жизни, счастье
жизни», «Жизнь, единственная и неповторимая».