19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




В старшей школе в процессе общественной деятельности
ученики совершенствовали готовность и умения защищать свои
права, изучая механизмы реализации и защиты прав человека.
Здесь определяется гражданская позиция личности1.

Важную роль в развитии отечественного правового образования
сыграла концепция, ориентирующая обучаемых на выбор
адекватной их способностям и желаниям профессии и выполняющая
роль профессиональной пропедевтики в области
правового образования. Специализированные курсы позволили
познакомить старшеклассников с особенностями деятельности
адвокатов, прокуроров, следователей, нотариусов, криминалистов,
юрисконсультов, судей и других представителей юридической
профессии2.

Изучение права в системе экстерната привело к созданию
специализированных юридических школ, где особый акцент
сделан на самостоятельной работе обучаемых по познанию права.
Получив соответствующий комплект книг, пособий и задания,
ученик самостоятельно разбирается в сложных проблемах
права и закрепляет получаемые знания путем решения специальных
задач, имея возможность приходить на консультации
к своему преподавателю. Последний обеспечивает системную
подготовку обучаемых и контролирует степень усвоения материала
через зачеты, экзамены, контрольные работы.

Попытки создать преемственность в изучении права в школе
привели к появлению учебников и курсов в форме «Энциклопедии
практического права»3. Сначала авторы предложили изучать
в старших классах основные понятия о праве и юридической
системе, а также некоторые вопросы конституционного права.
Блок информации об уголовно-правовых и административных
отношениях позволял раскрыть основные запреты поведения

1 См. Программу Центра гражданского и правового образования АПК и
ПРО РФ. Авторы: Болотина Т.В., Иоффе А.Н., Кишенкова О.В.

2 См.: Певцова Е.А. Основы правовых знаний. — М.: Владос, 2000.

3 См.: Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная
энциклопедия практического права. — СПб., 2000.

человека в обществе и был представлен вторым. После его изучения
школьники оказывались подготовленными к восприятию
«высшей математики» права — гражданского права. Здесь начинается
изучение основ правового регулирования рыночной экономики,
даются основные понятия цивилистики, закладывается
дальнейшая база для изучения частно-правовых отраслей (жилищного,
трудового, семейного и др.). Основные задачи такого
курса были сформулированы следующим образом:


обеспечить первое знакомство обучаемых с правом и ролью
юристов в обществе, привив интерес к правовым явлениям;

обеспечить практическое понимание права, которое может
быть использовано учениками в их повседневной жизни,
в том числе и после окончания школы;
— заложить основы понимания фундаментальных принципов
и ценностей, таких как права человека, демократия, правовое
государство, рыночная экономика и других, лежащих
в основе Конституции, законов, правовой системы и общества
в целом;

способствовать воспитанию правовой культуры и становлению
эффективной гражданской позиции, активного участия
в развитии гражданского общества и правовой системы
России;
— развить базовые навыки, включая критическое мышление,
рефлексию, умение рассуждать, общаться, наблюдать, разрешать
проблемы.
Особенностями данной концепции были выделены следующие:
целостный подход (право как система должно изучаться
целостно и систематически в соответствии со своей внутренней
логикой; человек— целостное существо и воспринимает мир
целостно: через мысли, переживания, действия, а потому его
следует знакомить с правом целостно — через мир понятий,
переживаний и практических действий; право — это открытая
система и один из аспектов целостности мира, а потому понять
право невозможно только через него самого, необходимо показать
место права в обществе и мире, истоки права, зависимость
его достоинств и недостатков от уровня развития общества);
практическая направленность (обучаемые анализируют реальные
случаи из жизни, получают практические советы, которые пригодятся
им в дальнейшем; учитываются возрастные особенности
школьников; происходит обучение практическим навыкам — разрешение
проблем-конфликтов, составление юридических доку

ментов, общение с юристами и государственными органами, —
а также другим навыкам, необходимым гражданам — неюристам
в обычной жизни современного демократического общества с
рыночной экономикой); учет современных тенденций в правопонимании
и практике применения права (обучаемые получают большой
блок информации о роли прав человека в современной
системе права), представлен современный социологический подход
к праву как к общественному явлению, а не только как
к продукту государственной деятельности, разъяснены современные
способы разрешения конфликтов (профилактика, переговоры,
медиация, консилиация, третейский суд); учет психологии и
интересов учащихся (переходный возраст (13—15 лет) предполагает
все более активное включение учащегося в социум и повышающийся
интерес к жизни общества; сложный правовой материал
наиболее адекватно воспринимается через призму ролевых игр,
тренингов, решений казусов и использование других активных
методов);огромная роль методики преподавания права (если право
преподается «авторитарными методами», то и школьник на уровне
подсознания впитает авторитарный тип правопонимания, что
найдет непременное отражение в его поступках.