19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Люди
не знали способов защиты своих прав, а потому оказывались
безропотными перед беззаконием и мирились с ситуацией. Специалисты
пришли к выводу, что недостаточно просто познакомить
учеников с законами и призвать повиноваться им. В правовом
обучении необходимо создать такие условия, при которых
ученики могли бы самостоятельно прийти к мысли, что закон не
цель, а средство для облегчения жизни. Опыт показал, что большинство
людей, не нарушающих законы, никогда не слышали о
них. Что же позволяло им не нарушать юридические правила
поведения при ситуации полного незнания о них? Ответ очевиден:
нравственные нормы и представления о социальной естественной
справедливости людей. Понимая психологию детей,
авторы констатировали2, что для каждого ребенка близко и понятно
понимание справедливости и этому учить не надо. Ученикам
следует помочь осознать свои права и научиться их защищать.
Для 5—8 (9) классов были разработаны программы и
учебники правового характера, главная цель которых заключалась
в том, чтобы воспитать учеников в духе прав человека.
Следовало воспитать в человеке чувство собственного достоинства
и уважения к достоинству других. Правовые курсы включили
в себя информацию об основных правах и свободах
человека, провозглашенных во Всеобщей Декларации прав
человека, зафиксированных в Международном Пакте о гражданских
и политических правах и Международном Пакте об
экономических, социальных и культурных правах, а также
гарантированных Конституцией РФ. Важным принципом курса
стала идея: «Не человек для государства, а государство для чело

1 См.: Программа модульного курса «Права человека». Рекомендована
Минобразования РФ в качестве экспериментальной. — М, 1998.

2 См.: Программа модульного курса «Права человека». / Сос. В.В. Луховицкий
и др. — М., 1998.

века». В процессе такой системы правового образования стали
затрагиваться вопросы формирования терпимости к индивидуальным,
культурным и национальным различиям, умения жить в
социуме. В рамках указанной концепции реализовался концентрический
подход к изучению проблемы прав человека, основанный
на рассмотрении права на разных уровнях правовой подготовки
обучаемых. Особый акцент сделан на изучении таких тем,
как «Человек. Естественные права человека», «Терпимость к различиям.
Толерантность», «Основные права и свободы», «Права
человека, общество и государство». Данный курс можно считать
не совсем обычным. Его основная цель не добиться заучивания
основных прав, а сделать так, чтобы обучаемые сами прочувствовали
их идею, поняли, что права имеют непосредственное отношение
к их жизни. Посредством такого подхода ученики осознавали
свою ответственность за совершаемые поступки, учились
уважать права других людей и пытались решать конфликты в
повседневной жизни. Для реализации этой цели были выбраны
методы работы, которые отвечали следующим требованиям:


позволяли ученикам переживать ситуации реализации своих
прав и затруднений в пользовании правами;

заставляли детей задуматься над проблемами взаимоотношений
между собой, а также между гражданами и государством;

позволяли сформулировать свое собственное мнение и свободно
его высказывать;
— учили общаться друг с другом, решать конфликты, возникающие
вследствие противоречий между правами и интересами
отдельных людей в обществе. Такому подходу в области
правового обучения и воспитания была адекватна антисхоластическая
методика, не рассчитанная на механическое
запоминание «неоспоримых истин» и четкое разделение мира
на «черное» и «белое». Педагоги пытались показать обучаемым
важность всестороннего рассмотрения явлений. В этой
связи, изучение каждой темы курса начинается с анализа
ситуаций, в ходе которых ученик самостоятельно приобретает
новые знания, умения и вырабатывает свою точку зрения.
Обучение школьников правам человека стало выстраиваться
разновариантно, пронизывая различные школьные программы.
Так появилась трехступенчатая система правового обучения:
на первом этапе в начальной школе закладывались
исходные представления о нормах человеческого поведения.

Осмысление права осуществлялось путем изучения себя, своей
семьи, друзей. Дети учились уважать друг друга, ненасильственно
разрешать любой конфликт. На втором этапе в средней
школе обучаемые могли познакомиться с системой значимых
общечеловеческих ценностей и установок правомерного поведения.
Школьники получали сведения о конкретных нормах
права.