19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Развиваются навыки
исследовательской деятельности учеников. Они пытаются выполнить
нестандартные задания, усваивая особенности научного
поиска, характерные для ученого, открывающего новые закономерности
в юридической теории и практике. Если учащиеся
сталкиваются в учении с альтернативной ситуацией неопределенности,
то они осваивают и азы теории принятия решений,
когда формируются умения выбрать альтернативу на основе
анализа имеющейся информации. Формирование умений делать
самостоятельный выбор и быть ответственным за принимаемые
решения является важным фактором правового обучения
школьников. Такой подход, по мнению авторов, оказывает
существенную помощь в подготовке к дальнейшему образованию
в вузе, аспирантуре и т. д. Изучение теоретических вопросов
в курсах права позволяет развить у обучаемых абстрактное
аналитическое мышление. Так, они учатся анализировать (мысленно
расчленять явление, выделяя в нем существенные признаки),
синтезировать (соединяя отдельные части в единое целое),
сравнивать (устанавливая сходство и различия),
абстрагировать (мысленно выделять одни признаки и отвлекать
от других), обобщать (объединяя отдельные предметы) и проч.

Однако в основе указанных мыслительных навыков лежат
мыслительные навыки первого порядка: знание (запоминание и
воспроизведение), понимание (интерпретация, преобразование
учебного материала) и применение (использование материала
в нестандартных ситуациях). А если они не сформированы, то
нет смысла говорить о развитии абстрактного мышления. Значит,
при создании своей модели правового обучения надо учитывать
закономерности науки.

Увлечение теоретическими аспектами права в школе нецелесообразно
в силу того, что:


в системе общего образования не ведется профессиональная
подготовка юристов, а ученики постигают лишь азы
или основы науки;

психолого-физиологические особенности возраста учеников
не позволяют глубоко и основательно осознать некоторые
теоретические проблемы права;

в учебном плане школы не предусмотрено выделение большого
количества часов на изучение права именно с таких
позиций, ибо это может привести к сокращению часов на
рассмотрение других важных вопросов курса;
— ученики должны четко понимать, что изучение теории права
осуществляется не для теории, а для использования
полученных знаний на практике. Они в процессе обучения
осознают нужность информации.
Именно в конце XX столетия развернулась активная работа
по повышению квалификации и переподготовке педагогов для
работы в системе правового образования. Большую роль в становлении
правового отечественного образования сыграли правозащитнические
организации, усилиями которых подготовлены
интересные учебники и пособия, а также материалы для учителя1.
Особенностью данной концепции стало акцентирование внимания
на изучение прав человека и формирование его правовой
культуры. На протяжении многих лет не утихали споры о том,
каким же должен быть правовой курс в школе. В странах Западной
Европы и в США правовые курсы носят практико-ориентированный
характер и основаны в целом на изучении национального
законодательства. Один из американских учебников так и
называется «Street Law» (посредством изучения именно уличного
права, т. е. тех ситуаций, с которыми каждый из нас сталкивается
на улице, и происходит осмысление права). Заметим однако, что
американский правовой курс имеет уже немалую историю, ведь
создавался он на протяжении 25 лет и 17 раз менялось его содержание.
Все это показывает сложность становления правового
образования. Коллеги из восточноевропейских стран изначально
при создании курсов стали уделять большое внимание естественным
правам человека (популярность приобрели сборники типа
«Воспитание в духе прав человека»). Во многом заимствовав
изначально накопленный и хорошо зарекомендовавший опыт

См.: Ролевые игры в преподавании прав человека. / Сборник — М., «Мемориал
», 1995. — с. 96.

правового обучения детей, российские правозащитники предложили
свои системы правового обучения. Проанализировав проблемы
общества, они пришли к выводу о том, что нежелание
людей выполнять предписание закона связано с неверием в силу
права. Последнее было обусловлено тем, что власть нарушала
законы и не соблюдала права человека. Обществом стало править
так называемое «теневое право» — совокупность антиправовых
норм, вырабатываемых криминальными структурами, которые
путем подкупов, обмана, насилия укрепляли свои позиции1.