19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Некоторые авторы справедливо полагают1, что изучение
правовых конструкций в школе должно основываться не на механическом
запоминании юридических норм и статей законов,
а на глубоком проникновении в сущность самого права, рассмотрении
закономерностей его становления и развития, следовательно,
необходимо обратить внимание на теоретические аспекты
права, а лишь затем говорить о его практическом значении.
Именно такой подход даст возможность разобраться в тонких
нюансах правовой действительности и сформировать высокий
уровень правовой культуры в обществе. Известный русский историк
В.Н. Татищев мудро заметил, что «в России всегда не хватало
законодателей, а те, которые были, очевидно, плохо ориентировались
в теории права…» Он призывал восполнить пробел «и
готовить тех, кто был бы способен писать закон».

К настоящему времени юридические науки принято делить
на несколько групп:

1. Теоретико-правовые науки (сюда включается и теория государства
и права).
2. Историко-правовые (к ним относят: историю государства
и права России, всеобщую историю государства и права, историю
политических и правовых учений).
1 С.С. Алексеев, В.В. Лазарев и др. См.: Алексеев С.С. Государство: Основные
понятия. Государство в нашем мире и в России. / Учебное пособие для
учащихся 10 кл. — Екатеринбург: ИД «Сократ», 1999. — 176 с; Шабуров А.С.
Право в нашей жизни. Основы действующего российского законодательства
(11 кл). — Екатеринбург, Изд-во «Сократ». 1999 — 160 с.

3. Отраслевые науки (гражданское, уголовное, семейное,
финансовое, трудовое право).
4. Прикладные науки (судебная медицина, правовая кибернетика,
криминалистика и проч.).
Вышеуказанный подход в правовом обучении школьников
акцентирует внимание на теоретических вопросах права и отводит
определенное количество часов в старших классах именно на
постижение смысла права, особенностей юридической техники,
проблем правотворчества и правового поведения личности. Так,
например, ученики в течение двух лет изучают подробно ведущие
понятия права, историю его становления, особенности правовых
норм и их структуру, а затем становятся готовыми к восприятию
конкретных юридических правил отраслевого законодательства.
В выпускном классе школьники рассматривают нормы гражданского,
уголовного, трудового, семейного, административного и
конституционного права. Уделяется особое внимание знаменитым
личностям, прославившим юриспруденцию, афоризмам и
изречениям прошлых лет, имеющим принципиальное значение
для современной жизни. Безусловно, такой подход имеет множество
достоинств. Следует обратить внимание на то, что правовое
обучение складывается на базе коммуникативного взаимодействия
участников этого процесса, посредством теоретического
осмысления права формируется культура человеческих взаимоотношений
и складываются основы профессиональной юридической
речи, развивается понятийное мышление. Известный педагог
В.А. Сухомлинский писал: «Я убежден, что множество
конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеют
своим источником неумение теоретически понять, что ты хочешь
от другого человека, а следовательно, и неумение это выразить
в речи». В процессе правового обучения мы осознаем, насколько
велика роль человеческого слова и как важно иметь грамотные
теоретические представления об изучаемых явлениях.

Передача юридической информации может осуществляться
от учителя к группе обучаемых (ретиальный вербальный
процесс) или от ученика к ученику, от педагога к конкретному
обучаемому (аксиальный вербальный процесс). Речевой компонент
такого подхода обучения является ведущим. Однако не
менее существенную роль играет и невербальная коммуникация,
помогающая транслировать правовую информацию с помощью
жестов, мимики и пантомимики (движения тела) —
этим занимается кинесика. Учитываются рекомендации, как

лучше передавать правовую информацию, в зависимости от
места и времени коммуникации, — этим занимается проксемика.
Используются и своеобразные возможности голоса педагога,
его тональность — этим занимается паралингвистика; темп
речи, паузы, смех изучает экстралингвистика; берет на вооружение
контакт глазами визуальное общение. Посредством подобного
обучения, выражаясь словами известного педагога Пойа,
«возбуждается любопытство, слушателям открываются глаза,
но не перегружается их мозг». При этом школьник выступает
не только как объект правового обучения, но и как субъект,
активно воспринимающий услышанное.