19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Увы, не сразу удалось понять: чему нужно учить своих детей?
Зачем следует учить вообще? и Как учить их? Ответы на все
сложности поставленных вопросов и пыталась дать Методика,
главной задачей которой, по мнению специалистов, и было найти,
описать и оценить способы обучения, которые бы оказались
очень успешными и достигли хороших результатов. Предметом
любой методики всегда выступал педагогический процесс обучения,
который, как мы знаем, включает в себя и деятельность
учителя, и работу учеников по освоению новых знаний.

Слово «методика» имеет глубокие исторические корни и
в буквальном понимании означает «способ познания», отвечая
на вопрос: «Как я буду познавать ту или иную область жизни,
общества, отношений людей между собой?»

Нас интересует методика обучения праву — одной из самых
таинственных и загадочных сфер человеческой жизни. Право
как результат мыслительной деятельности людей, будучи связанным
с их сознанием, тем не менее до сих пор остается весьма
сложной для познания субстанцией. В науке даже нет единого
определения этому понятию.

Формирование на протяжении многих лет определенных
концепций в области правового обучения и воспитания подрастающего
поколения, а также системы методических приемов,
с помощью которых достигались те или иные цели правового
образования, позволили констатировать факт рождения на
свет относительно молодой области знаний — Методики обучения
праву. Так назвали педагогическую науку о задачах, содер

методах обучения праву. Общеизвестно, что система
наук может быть условно разделена на естественные, общественные
и технические науки. Поскольку юриспруденция
относится именно к категории общественных наук, то и знания
о том, как лучше изучить правовую действительность и
передать своим потомкам навыки правового регулирования
общественных отношений с целью достижения счастливого и
организованного общества, могут быть отнесены к таким
наукам.

Методика обучения праву имеет своим предметом совокупность
методических приемов, средств обучения праву, формирования
умений и навыков поведения в правовой сфере. Это

научная дисциплина, осуществляющая отбор юридического материала
в школьный учебный предмет «Право» и разрабатывающая
на основе общедидактической теории методические средства для
формирования правовой культуры в обществе. Методика обучения
праву позволяет совершенствовать образовательный процесс. Используя
ее достижения, профессиональный педагог может избежать
ошибок, подготовить действительно грамотных, воспитанных
людей, которые займут достойное место в общественной
жизни. Не секрет, что сегодня именно правовые знания позволяют
успешно вести бизнес, активно участвовать в политической
жизни страны или просто иметь хороший доход. Основными
задачами указанной выше науки являются:

— отбор учебного правового материала и формирование специальных
правовых курсов для системы обучения,

создание специальных правовых обучающих программ,
учебников и методических пособий,
— отбор средств обучения, определение системы методических
приемов и организационных форм обучения праву,
а также преподавания правового курса,

постоянное совершенствование методов обучения праву
с учетом результативности применения уже существующих.
Методика обучения праву — весьма динамичная наука, что
обусловлено не только тем, что меняется законодательство, которое
нужно рассматривать по-другому, появляются новые нормы
права и модели поведения людей, но и тем, что изменяются
подходы ученых к вопросам организации правового образования,
предусматривающего формирование правовой культуры общества.
Обозначим основные функции такой науки:

1.Практико-организационная. Она позволяет дать конкретные
рекомендации педагогам по выстраиванию грамотной системы
правового обучения и воспитания в государстве. С этой целью
обобщается и систематизируется опыт правового обучения
за рубежом и в нашей стране, выявляются определенные закономерности,
которые оказались весьма результативными в образовании
и формировании правовой грамотности человека.
2. Мировоззренческая. Такая функция обеспечивает формирование
определенных устойчивых взглядов обучаемых на вопросы
правовой действительности, понимание ценности права и
его установок, а следовательно, необходимости уважения и соблюдения
законов государства, прав личности.
3. Эвристическая. Она позволяет выявлять некоторые пробелы
в изучении правовых вопросов и по необходимости восполнять
их новыми идеями по передаче и осмыслению правовой
жизни.
4.