19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




По мнению
специалистов, в конце XX столетия выявилось немало проблем
правового школьного образования. К ним относят: явное преобладание
эмпирического подхода к гражданско-правовому образованию
в сравнении с научно-теоретическим знанием (это
проявилось прежде всего в том, что стали создаваться многочисленные
курсы, учебники, которые вводились в школы без
надлежащей экспериментальной проверки и научного обоснования);
отсутствие стабильных учебных курсов по правовому
образованию, альтернативные курсы затрудняли подготовку педагогов;
несоответствие ряда учебных курсов возрастным особенностям
учащихся в связи с отсутствием единых требований
в правовом образовании; нестыковка между собой идеи создания
правового и гражданского образования. В массовой школьной
практике утвердились локальные правовые курсы по праву,
ориентированные, как правило, лишь на один год обучения.
Отсутствовали единые сквозные проблемы, ведущие правовые
идеи, которые могли бы объединить курсы с младших классов
до старшей ступени. Не разработаны были внутридисциплинарные
преемственные связи в правовых знаниях.

Однако в начале XXI столетия правовые курсы становятся
более полными, выстраивается определенная вертикаль правовой
подготовки школьников с первых классов до выпускных.
Профилизация старшей ступени обучения в системе общего образования
позволила более основательно изучать правовые вопросы
(особое внимание обращалось на роль права в условиях
рыночной экономики, интеграцию экономико-правовых знаний)1.

См.: Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. Учебник для
гуманитарных школ (10-11 кл.). — М., Вита-Пресс. 2001.

В настоящее время в учебных учреждениях системы общего
образования изучение правовых вопросов осуществляется как
в рамках интегративного подхода, так и в системе модульного
варианта (отдельных курсов). В первом случае обучаемые, переходя
с одной на другую ступеньку обучения, постигают азы
правовой науки в рамках обществоведческих и граждановедческих
курсов, где, наряду с чисто правовыми вопросами, рассматриваются
политические, экономические, философские, культурологические,
исторические и др. проблемы общества1. Во втором
случае в школах, гимназиях выстраивается единая вертикаль
правового обучения и воспитания учеников, начиная с пропедевтики
(это может быть начальная школа) и заканчивая старшей
ступенью обучения, где учебными планами предусмотрены большие
возможности для вариативного образования2.

Основные дидактические единицы правового модуля3, которые
должны усвоить обучаемые на том или ином этапе своего
образования, прописаны в нормативных документах — государственном
стандарте знаний. Минимум знаний и умений, закрепленный
в юридических актах в области правового образования,
обеспечивает обязательность усвоения важной правовой информации
каждым гражданином нашей страны.

Учебная дисциплина правового характера отличается следующими
особенностями:


отбор материала, необходимого для усвоения, осуществляется
в соответствии с тем количеством часов, который
предусмотрен учебным планом для изучения права в образовательном
учреждении;

учитываются требования госстандарта, в котором прописаны
обязательные для изучения понятия и система контроля
обученности школьника.
Любая учебная дисциплина должна быть обеспечена комплексом
программ, планов, учебников, учебных пособий, методических
материалов для учителя, которые ему помогут в организации
учебного процесса. Диапазон информации, предлагаемой
для усвоения преподавателем на уроке, может быть шире
той, которая представлена в учебнике или пособии.

См.: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. (11 кл). — М.,
Русское слово. 2001 и др.
См.: Основы правовых знаний (5, 6, 7, 8, 9 кл.) / РФПР. — М., Вита2001-
2002.

Таким словосочетанием называют темы, проблемы, понятия содержания
курса.

1.5 Основные концепции правового
образования
В теории и практике правового обучения к настоящему времени
появились различные концепции.

Под правовым обучением мы понимаем процесс целенаправленной
передачи знаний, умений и формирование устойчивых навыков
в области правовой действительности, которые позволяют
иметь не только теоретические представления об определенных
юридических нормах жизни, законах страны, но и применять эти
знания в практической деятельности.

Рассмотрим некоторые концепции правового образования,
сложившиеся на протяжении многолетней практики и научных
изысканий исследователей в области методики обучения праву.