19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Тем не менее работа по правовому обучению и воспитанию
школьников носила эпизодический характер, не
складываясь в целостную систему. Она сводилась лишь к отдельным
беседам, встречам, лекциям, которые иногда даже
не были взаимосвязаны между собой. Методический аппарат
учебных пособий и книг по правовому образованию не нацеливал
учителя на реализацию межпредметных связей при изучении
вопросов права, а объем учебного времени для изучения
правовых вопросов был незначителен.
В конце 80-х годов ушедшего столетия обновилось содержание
правоведческих курсов школы, в которых появилась информация
и о международных документах по правам человека. Ученики
знакомились с системой наказаний, применяемых в случае
совершения правонарушений. Учебный курс права был структурирован
не по отраслевому принципу, а по принципу проблем,
связанных с реальной действительностью. Так ученики получили
возможность разносторонне знакомиться с правовыми явлениями
общества и приобретать навыки защиты своих прав.

1.4. Развитие современной системы
обучения праву
Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия
учителя и ученика, в результате чего происходит усвоение

См.: Давыдов Г.П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательной
школы. Диссерт. на соискание ученой степени д. п. н. — М., 1984.

знаний, умений, навыков, осуществляется воспитание и развитие.
Современные ученые доказали, что процессы учения и
обучения (преподавания) праву взаимосвязаны. Работа учителя
эффективна лишь тогда, когда она основывается на знании
внутренних механизмов учения. Вот почему актуальность приобретают
вопросы активизации познавательной деятельности
учеников. Этим понятием обозначили систему действий учителя,
который стимулирует, побуждает учеников самостоятельно
осваивать новое, расширять свои знания.

В начале 90-х годов XX в. изучение правовых вопросов
временно в девятых классах было перенесено на факультативные
занятия. Многие школы не были готовы по-новому преподавать
правовые проблемы. Появились курсы «Права человека
», в соответствии с которыми дети изучали концепцию прав
человека, сопоставляли международные стандарты и нормы
национального законодательства. У учащихся формировались
умения реализовать свои права и защищать их. Сообщение
правовых знаний было подчинено воспитательным аспектам.
На изучение правовых вопросов в школах отводилось 34 часа
в девятых классах, в процессе которых детям разъяснялись особенности
права и закона, источников права, раскрывались и
исторические аспекты формирования права. Именно в эти годы
закладывается новая концепция гражданского образования. Его
целью становится подготовка учащихся к ответственной и осмысленной
жизни, деятельности в демократическом правовом
государстве, гражданском обществе. Большое внимание уделяется
формированию правовой культуры. Министерство образования
РФ нацеливало на необходимость изучения Конституции
России и основных прав и свобод граждан страны1. Большее
внимание при изучении правовых вопросов уделяется курсам в
старшей школе. Однако и в начальной школе появляется цикл
занятий по правам человека.

По мнению многих специалистов, учебные курсы по праву
носили формально-информационный характер. Методические
приемы разъяснения правовых вопросов сопровождались сюжетами
известных сказок, рассказами о маленьком Человеке,

О гражданском образовании и изучении Конституции РФ. Письмо
Минобразования РФ от 6 февраля 1995 г. № 151/11. // Вестник образования.
1995. № 3. — С. 80—83. О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных
учреждениях РФ. Письмо Министерства образования РФ от
19 марта 1996 г. № 391/11. // Вестник образования. 1997. № 4. — С. 78-81.

совершавшем путешествия. В этот период произошло коренное
обновление содержания учебного курса по праву, по-новому
прописаны ведущие дефиниции, сущность которых пояснялась
с помощью интересных примеров реальной современной жизни.
Право стало представляться не как насилие, господствовавшее
над личностью, а как средство, помогающее человеку жить.
Этот важный созидательный аспект права сыграл определенную
роль в изменении многих концепций правового обучения. Усилилась
практическая направленность предлагаемых правовых
курсов, количество которых возросло. Такая альтернативность
имела положительный аспект и позволяла регионам выбирать
интересные им модели правового образования.