19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Потенциально интересная и нужная школьникам информация
сформировала очень уважительное отношение учеников
к курсу. В 70-е годы XX в. правовое воспитание граждан
становится одним из стратегических направлений деятельности
государственных органов страны. В качестве условия повышения
правовой культуры подрастающего поколения выдвигается идея
создания в средней школе системы правового образования, которая
должна охватывать весь период обучения школьников с первого
по десятый класс. В рамках этой системы были выделены две
подсистемы: осуществление правового просвещения и воспитания
на уроках при изучении основ наук и создание комплекса внеурочной
и внешкольной работы. Урокам чтения в начальной школе
и занятиям по истории и обществоведению в старшей школе стало
уделяться первостепенное значение с точки зрения правового
просвещения и воспитания учеников. В середине 70-х годов
школьное изучение права было представлено курсом «Основы
Советского государства и права», задача которого была связана с
формированием «гражданской ответственности, личного убеждения
в необходимости строгого соблюдения моральных и правовых
норм, непримиримой борьбы с антиобщественными проявлениями
». Отбор правового содержания, включенного в курс, был
направлен на реализацию партийно-государственного заказа —
становление законопослушной личности, умеющей применить
правовые знания в интересах общества. В то же время в учебном
курсе права предполагалось изучать и отдельные права личности:

порядок вступления гражданина в трудовую деятельность, некоторые
вопросы административной и уголовной ответственности,
способы защиты своих прав. Содержание правового школьного
курса включало в себя блок теоретических знаний о государстве и
праве, взаимосвязи права и морали; советское право разъяснялось
по отраслевому принципу: от 1 до 4 часов отводилось на изучение
трудового, административного, сельскохозяйственного, гражданского
и семейного права. Завершался курс изучением законности
и правопорядка в стране. Учащиеся работали с источниками права,
произведениями В. Ленина и документами КПСС. Уделялось

внимание и вопросам правового воспитания, которое понималось
как организованное, систематическое, целенаправленное воздействие
наличность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки
и привычки правомерного активного поведения.

Главными задачами правового обучения и воспитания были
определены следующие1:

— формирование необходимой системы знаний по вопросам
государства и права;

формирование уважения к Советскому государству, праву и
социалистической законности;
— привитие навыков правомерного поведения;
— воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости
ко всякого рода правонарушениям;

формирование потребности и умения активно защищать
в установленном законом порядке интересы и права государства,
общества, личности;

формирование умения противостоять неверным взглядам на
государство и право, активно и убедительно их развенчивать.
Большое внимание именно в этот период становления правового
образования в нашей стране было уделено определению
оптимального возраста детей для начала правового обучения.
Общеизвестен факт о важной функциональной роли сензитивных
зон в процессе формирования личности, в период которых
происходит очень быстрое развитие определенных качеств человека.
Например, сензитивный период формирования речи
обозначается возрастом до трех лет, математических знаний —
в 10 лет, художественной гимнастики — 8—9 лет, занятий лыж

См.: О введении курса «Основы Советского государства и права»
в 8 классе общеобразовательных школ. Приказ Министра просвещения СССР.
7 января 1975 г. № 3 // Сборник приказов и инструкций Министерства
просвещения РСФСР. 1975. № 8, с. 3-5.
39

ным спортом — 18—19 лет и т. д. Большинство исследователей
считают, что правовое образование детей должно начинаться
очень рано.

П. Давыдов доказывал, что «ребенок, не знающий
никаких ограничений, не привыкший четко различать «можно»
и «нельзя», часто не умеет сдерживать свои желания, даже если
они противоречат нормам морали и права. Такой ребенок оказывается
недостаточно подготовленным к последующей стадии
нравственно-правового развития»1. Таким образом, обосновывается
идея о том, что правовое образование в школе целесообразно
начинать с первого класса. Специалисты считали, что при
осуществлении задач правового образования важно сочетать
словесные и деятельно-практические формы обучения для становления
позитивного правосознания и правовой культуры личности.