19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Это форма
свободного творчества, но по определенным правилам. Правила
написания синквейна таковы.

На первой строчке записывается одно слово — существительное.
Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих
действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение,
состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик
высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое
выражение, цитата или составленная учеником фраза в
контексте темы.

Последняя строчка — это слово-резюме, которое дает новую
интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение.
Понятно, что тема синквейна должна быть эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре.

1.
Объясняются правила написания синквейна.
2.
В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3.
Задается тема синквейна.
4.
Фиксируется время на данный вид работы.
5.
Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Прием «Учебный мозговой штурм»

Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в
подробном описании. Однако, поскольку он широко используется
на уроках, описанных в данном методическом пособии,
целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его
проведения.

Основная цель «учебного мозгового штурма» — развитие
творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для
его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов
решения той или иной проблемы.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах
численностью 5—7 человек.

Первый этап — это создание банка идей, возможных решений
проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или
плакате любые предложения. Критика и комментирование не
допускаются. Регламент — до 15 минут.

Второй этап — коллективное обсуждение идей и предложений.
На этом этапе главное — найти рациональное в любом из
предложений, попытаться совместить их в целое.

Третий этап — выбор наиболее перспективных решений с
точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот
этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на
следующем уроке.

Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами:
«Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное
письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность,
проявление индивидуальности, дискуссионность,
оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе
пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по
времени занимает не более 5 минут.

Прием «Лекция со стопами»

Лекция — хорошо знакомый и часто используемый педагогический
примем. Особенности ее использования в технологии
критического мышления заключается в том, что она читается
дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается
остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного
вопроса, или коллективный поиск ответа на основной
вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется
в группах или индивидуально»1.

Разработка моделей конкретных уроков по данной системе осуществлена
в рамках «Проекта «Правовое образование в школе» РФПР. Подготовлены
методические книги для учителя.