19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация,
которая уже известна ученику. Он познакомился с ней ранее.
При этом источник информации и степень достоверности не
имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация.
Ученик ставит этот знак только в том случае, если он
впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (—) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися
у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным
ученику и требует дополнительных сведений, вызывает
желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного
чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не
просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное
понимание в процессе чтения текста или восприятия любой
иной информации. На практике ученики просто пропускают то,
что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос
» обязывает их быть внимательными и отмечать непонятое.
Использование маркировочных знаков позволяет соотносить
новую информацию с имеющимися представлениями.

Использование этого приема требует от учителя, во-первых,
предварительно определить текст или его фрагмент для
чтения с пометками. Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам
правила расстановки маркировочных знаков. В-третьих,
четко обозначить время, отведенное на эту работу, и следить за
регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки
проделанной работы.

Для учащихся 7 класса наиболее приемлемым вариантом
завершения данной работы с текстом является устное обсуждение.
Обычно ученики без труда отмечают, что известное им
встретилось в прочитанном, и с особым удовольствием сообщают,
что нового или неожиданного для себя они узнали из того
или иного текста. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали
текст, ссылались на него.

Знак «минус» («думал иначе») при работе с семиклассниками
«работает» нечасто. И все-таки от него не следует отказываться.

Весьма интересным в данном приеме является знак «вопрос
». Дело в том, что нередко учителя полагают, что, объясняя
учебный материал на уроке, они находятся в поиске ответов на
вопросы, которые интересны ученикам. Это на самом деле не
всегда так. Авторы учебников ставят перед учениками самые
разные вопросы, учитель на уроке требует ответа на них, а вот
места для вопросов самих учеников ни в учебниках, ни на
уроках нет. А результат этого хорошо известен: дети не всегда
умеют задавать вопросы, а со временем у них вообще появляется
боязнь их задавать. А ведь известно, что в заданном вопросе
содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «вопрос
» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные
учениками по той или иной теме, приучают их осознавать, что
знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается
«за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на

вопрос, обращению к разным источникам информации: можно
спросить родителей, что они думают поэтому поводу, можно
поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить
ответ от учителя на следующем уроке.

Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ»

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения
с пометками является составление маркировочной таблицы.
В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать
подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.

Маркировочная таблица ЗУХ

У

3

X

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в
ходе чтения текста информацию. Особое требование — записывать
сведения, понятия или факты следует только своими словами,
не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать
работу каждого ученика с текстом учебника и поставить
отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица
заполняется прямо на уроке, если нет, то можно предложить
завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке
по одному или два тезиса или положения.

Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает «стихотворение,
состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным
правилам». В чем смысл этого методического приема?
Составление синквейна требует от ученика в кратких
выражениях резюмировать учебный материал, информацию,
что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу.