19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Третья стадия — РЕФЛЕКСИЯ. Здесь основным является:

— целостное осмысление, обобщение полученной информации;
— присвоение нового знания, новой информации учеником;

формирование у каждого из учащихся собственного отношения
к изучаемому материалу.
Если посмотреть на три описанные выше стадии урока с
точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно,
что они не представляют исключительной новизны для учителя.
Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо
«вызова» более привычно для учителя звучит «введение в
проблему» или «актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся
». А »осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная
изучению нового материала. И третья стадия есть в
традиционном уроке — это закрепление материала, проверка
усвоения. В чем же различие? Что принципиально нового несет
технология критического мышления?

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных
выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются
на создание условий для свободного развития каждой
личности.

На каждой из стадий урока используются свои методические
приемы. Их достаточно много. В данном пособии даны
рекомендации по использованию некоторых методических при

емов, которые, как показала апробация, наиболее успешно могут
применяться учителем на уроках.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен…

Это прием организации индивидуальной и групповой работы
учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация
имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить
все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме
урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой
условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об
изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей
процедуре.

1.
Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по
той или иной проблеме.
2.
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради,
все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная
работа, продолжительность— 1—2 мин.).
3.
Затем происходит обмен информацией в парах или группах.
Ученики делятся друг с другом известным знанием
(групповая работа). Время на обсуждение — не более 3 минут.
Это обсуждение должно быть организованным, например,
ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся
представления, по поводу чего возникли разногласия.
4.
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение
или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного
(составляется список идей).
5.
Все сведения кратко, в виде тезисов, записываются учителем
в »корзинке» идей (без комментариев), даже если они
ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты,
мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение
к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознания
ребенка факты или мнения, проблемы или понятия
могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой
информации.
Прием «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать
имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан

с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего
подлежит содержание «корзины».

Кластер — это графическая организация материала, показывающая
смысловые поля того или иного понятия. Слово
«кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление
кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по
поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа
ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные
стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых, в
свою очередь, лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях
урока. На стадии вызова — для стимулирования мыслительной
деятельности. На стадии осмысления — для структурирования
учебного материала. На стадии рефлексии — при подведении
итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован
для организации индивидуальной и групповой работы как
в классе, так и дома.

Прием «Пометки на полях»

Технология критического мышления предлагает педагогический
прием, известный как ИНСЕРТ. Этот прием является
средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание
прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников
надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить
им по мере чтения ставить их карандашом на полях учебника
или специально подобранного и распечатанного текста.