19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Сценарий 2. Основные элементы школьной жизни (стиль
обучения, характер оценивания, система организации и дифференциации
обучения, школьная политика) приводятся в соответствии
с демократическими ценностями (пример: опыт красноярской
школы «Универс»).

Сценарий 3. Уклад школьной жизни. Структура образовательного
пространства выстраивается таким образом, чтобы
обеспечить реализацию первого и второго сценариев.

Сценарий 4. Гражданское образование не ограничивается
рамками школьной жизни, а способствует превращению школы
в центр общественных и культурных связей, установлению партнерских
взаимоотношений с учреждениями культуры, образования,
бизнеса своего района.

Другой путь в развитии данной модели — это создание
правового пространства в школе (опыт московской школы самоопределения
А. Тубельского).

Четвертая модель гражданского образования называется
«проектная». Здесь разрабатываются самые различные проекты
международного и местного значения, связанные с тематикой
гражданского образования. Например, ассоциация «За гражданское
образование» осуществляла проект «Гражданин» в ряде
школ России, в ходе которого ученики анализировали общественные
проблемы в своем городе, населенном пункте.

Пятая модель гражданского образования называется «Домино
». В основу данной модели положен принцип отбора сценариев
школьной культуры, которые уже прошли апробацию в различных
школах и показали хороший результат. Пример такого сценария
— разработанный ассоциацией «За гражданское образование
» курс для старших классов средней школы под названием
«Выборы в демократическом обществе». Данный курс включает
программу из 13 уроков, объединенных в четыре блока:


Роль выборов в демократическом обществе.

Мировой опыт проведения выборов, избирательные системы.

— Политические партии в демократических выборах.
— Избирательная компания.
Сценарии курса способны вызвать в школьной жизни проблемы,
подобные падению костей домино: изучение темы выборов
в рамках разработанных сценариев и деловых игр может
привести школьников и учителей к созданию реально действующего
школьного парламента, появлению ученической республики
вслед за выборами ее президента.

Другим сценарием такого рода может стать материал темы
«Естественные права и свободы», изучение которой в рамках
деловых, имитационных игр, дискуссий, конференций может
привести к созданию школьного театра культурологической
направленности или постоянно действующего печатного органа
в школе.

Выбор той или иной модели гражданского образования на
разных территориях, как правило, определятся факторами
субъективного порядка: например, наличие на этой территории
крупных высших учебных заведений, сильных традиций в руководстве
всей школьной жизнью со стороны муниципальных
органов управления образованием, что приводит к выбору предметно-
тематической модели гражданского образования, активная
работа в рамках того или иного местного сообщества различного
рода центров по защите прав человека, окружающей
среды приводит к возрастанию роли межпредметного варианта
гражданского образования. Команда сильных лидеров в руководстве
школ может обеспечить развитие институциональной
или проектной модели гражданского образования. Хорошие
международные контакты в сфере образования, поддержка университетов,
лидеры в администрации школ создают благоприятную
среду для использования модели «Домино».

7. Современные технологии правового обучения
в системе работы российских школ
Систематизируя новые технологии правового обучения,
известный специалист Н.Г. Суворова1 показала особенности их
применения в практике работы российских школ. Так, согласно
ее мнению, при организации образовательного процесса необ

См.: Суворова Н.Г. Методическое пособие для учителя «Основы правовых
знаний». 7 кл. — М., Вита-Пресс. 2002.

ходимо знать, что «базовая модель в технологии критического
мышления урока включает три этапа, или стадии. Это ВызовОсмысление-
Рефлексия.

Первая стадия — ВЫЗОВ. Ее присутствие на каждом уроке
обязательно. Эта стадия позволяет:

— актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания
поданной теме или проблеме;
— вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать
ученика к учебной деятельности;

побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия— ОСМЫСЛЕНИЕ. Здесь другие задачи.
Эта стадия позволяет ученику:

— получить новую информацию;
— осмыслить ее;
— соотнести с уже имеющимися знаниями.