19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Под эгидой усиления внимания именно к граждан

скому образованию прошла работа Гражданского Форума в
стране в конце 2001 г.

Под редакцией Н. Воскресенской, И. Фрумина при активной
поддержке Совета Европы подготовлен Сборник материалов
«Пособие по гражданскому образованию»1, в котором систематизирован
опыт практической реализации различных
проектов в области правового и гражданского образования. Вот
некоторые мнения авторов:

«В настоящее время в Росси можно выделить пять моделей
гражданского образования.

Первая модель называется «предметно-тематическая». Данная
модель является наиболее разработанной и реализуется
в большинстве школ России. Главный акцент здесь делается на
изучении информации по конкретным темам и разделам дисциплин,
программам курсов, входящих в цикл «Гражданское
образование». Эта модель практически полностью отражена
в текстах учебных пособий, программ, список которых весьма
обширен. Это: граждановедение, человек и общество, политика
и право, введение в политологию, права человека, экология,
экономика.

Чаще всего, перечисленные выше темы — это популяризированные
с учетом возраста учащихся университетские курсы
социальных наук. Особое направление в рамках данной модели
представляют тексты, в которых содержится информация, поступающая
непосредственно из той или иной сферы социальной
практики: из области прав человека, юриспруденции например.
Предметно-тематическая модель в целом базируется
именно на возрастной вертикали гражданско-правовых знаний,
что является ее несомненным достоинством, как и быстрый
способ распространения информации из сфер гражданского
образования, что позволяет учащимся и их педагогам в сравнительно
короткие сроки познакомиться с общей терминологией.
Слабые стороны предметно-тематической модели связаны с тем,
что в рамках отечественной высшей и средней школы слабо
разработана методология и методика преподавания социальных
наук с использованием современных интерактивных методов

См.: Пособие по гражданскому образованию. Для педагогов и работников
образования. // Под ред. Н. Воскресенской, И. Фрумина. — М., АПКиПРО.
2000.

обучения. Использование данной модели может быть весьма
продуктивным при следующих условиях:


наполнение содержания отдельных тем для изучения личностным
и общественным звучанием;

использование активных методов обучения — дискуссий,
групповой работы, моделирования, ролевых игр;

сочетание внеклассной и учебной работы, вовлечение учащихся
в решение общественных проблем.
Вторая модель называется «межпредметная». Она включает
в себя совокупность всех педагогических приемов и методов,
которые объединяются контекстуальным подходом к преподаванию
любых предметов, независимо от их содержания. Речь
идет об умении говорить на языке ценностей, то есть воссоздавать
ценностные контексты, идентифицировать и транслировать
ценности, в том числе демократические. Среди трудностей
внедрения данной модели отмечается отсутствие у многих преподавателей
практических навыков воодушевляющей, безоценочной,
позитивно окрашенной речи. Обычно учитель проецирует
на ученика свои индивидуальные надежды, политические и
этические установки, неудовлетворенные интересы, моральные
предпочтения. Данный подход называют еще «морализаторским
». Он часто служит источником конфликтов между учителем
и учеником. Чтобы избежать морализаторства, учитель может
встать на любую из позиций, разработанных для этих целей
в практике международного преподавательского сообщества:
информатора, катализатора, фасилитатора, советника, лидера
группы, эксперта, истинного члена группы. Он должен стремиться
обсудить с детьми те или иные общественные проблемы,
предоставив для этого максимум информации.

Существенная трудность реализации модели межпредметного
гражданского образования в России — это отсутствие институциональной
поддержки учителей России, работающих
в данной сфере. Школа зачастую остается один на один именно
с этими проблемами. Некоторые самостоятельно создают методические
объединения, центры, лаборатории, которые помогают
изменить организацию школьной жизни и взаимоотношения
школы с местным сообществом.

Третья модель получила называние «институциональная». Она
подразумевает наличие не менее четырех сценариев существо

вания гражданского образования в рамках жизни школы и
социума.

Сценарий 1. В школе моделируются (воссоздаются) элементы
взрослой гражданской жизни (пример: школьное самоуправление).