19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




На каждом лепестке пишутся производные
от имени (Маша, Машенька, Машуля — от Марии).
На лепестке с самым любимым именем рисуется бабочка или

божья коровка. На листе ромашки пишется имя, которое не
нравится ребенку (Машка). Необходимо подробно и с примерами
объяснить задание, так как многие дети вместо ласковых
производных своего имени пишут свои домашние прозвища
(Зайчик). Некоторым детям не нравится их имя. Им можно
предложить нарисовать две ромашки, чтобы они убедились, что
их имя не хуже того, которое они для себя придумали.

4. Учитель берет глобус и приглашает желающих с карточкой
имени в путешествие по странам. Дети узнают, как звучат их
имена на иностранных языках (Иван, Вано, Жан, Иоганн, Ионн,
Ян, Джон).
5. Многие дети начинают по-другому оценивать свои имена.
Имя человека — его личность, имя надо беречь и уважать.
Необходимо научиться обходиться без кличек, «дразнилок»,
унижающих достоинство человека.
6. Жизнь человека небесконечна. Но некоторые люди успевают
столько сделать, что их вспоминают с уважением и благодарностью.
Каждый из детей может иметь имя, которое носит
какой-нибудь знаменитый предок — Александр Македонский,
Михаил Лермонтов, Марина Цветаева… Дети уже нашли материал
о своих именитых тезках. Замечено, что без предварительных
условий дети приносят материал об артистах и певцах
современности, поэтому учитель может пояснить, что это должны
быть не наши современники, а именно предки или что
материал необходимо брать из книг… Учитель должен приветствовать
желание детей выполнить задание совместно с родителями.
Кроме того, ученики могут спросить у родителей, почему
они были названы именно этим именем.
7. Каждый кратко рассказывает о своем именитом тезке.
Учитель задает вопросы: «Что тебе в нем понравилось?»,
«Хотел бы ты быть на него похожим?», «Что у тебя общего
с твоим именитым тезкой?»
8. Начинается заполнение «паспорта» — маленькой книжечки,
выполненной из тетради или блокнота, куда дети, кроме
своих данных, запишут основные тезисы каждого занятия. На
первой странице дети пишут свое имя, оставляя место для
«фотографии» — рисунка, который выполнят дома. Далее речь
идет об отчестве (отчество — Отечество — Родина). Детям рассказывается
о том, что отчество принято у нас в стране, в других
странах такой традиции нет (например, в Болгарии имя отца
образует фамилию, которая записывается в паспорт вместе с ос

новной фамилией или даже заменяет ее — Дмитрий Стоянов, от
имени отца Стоян). Детям предлагается быстро образовать отчество
от имен, мальчикам — будущим папам — отчество от
своего имени. Отчества вносятся в паспорт.

9. Разговор о фамилиях («фамилия» — семья в романских
языках). Учитель дает историческую справку о происхождении
некоторых фамилий и просит желающих рассказать о своих
фамилиях. Это может стать домашним заданием.
10. Учитель рассказывает о статье 7 Конвенции прав ребенка
— право на имя, гражданство. Затрагиваются и обсуждаются
вопросы Родины — места, где человек родился и живет; Родины
в широком понимании — государство, страна; «малой родины
» — город, улица. Дети заполняют новый листок в паспорте.
Они — граждане России, так как обладают, как граждане, определенными
правами и обязанностями.
Делается вывод, что фамилия, имя, отчество — визитная
карточка людей. Следует гордиться своим именем.

11. Конечный этап— игра «Как меня зовут?». Учитель
говорит, что имена «растут» вместе с человеком. Пока человек
маленький, его зовут Митенька, в школе — Митя, в институте
— Дмитрий, а после института — Дмитрий Платонович. Учитель
предлагает поиграть во взрослых. Дети сидят (или стоят)
в кругу. Первый играющий кидает мяч или мягкую игрушку
любому участнику и обращается к нему по имени и отчеству:
«Здравствуйте, Нина Наумовна!» Дети обращают внимание, насколько
они «выросли» в своих глазах и в глазах одноклассников
и как им было приятно слышать свое имя.
Примечание. Учитель может в начале или в конце урока
предложить детям вопрос: «А плохо ли человеку без имени?» —
и попросить их описать преимущества человека без имени.
Таким образом, урок не будет восприниматься слишком односторонне
и не создастся впечатление навязывания учителем
своей точки зрения («имя человеку необходимо»)».

6. О некоторых проблемах гражданского
образования
Правовое образование в настоящее время рассматривается
как важная структурная составляющая гражданского образования,
значение которого в последние годы возросло заметно
в России.