19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Самым
болезненным вопросом всегда остается вопрос оценки команд.
Рекомендуется на каждый урок выбирать новое жюри из четырех
участников и ведущего. Жюри может участвовать в текущей
работе, не требующей оценки. Если в классе три команды,
можно выбрать трех человек — по одному из каждой команды.

Как оформлять стенд для игры? Предлагаются следующие
рубрики:

«Экипажи» — название и перечисление имен.

«Схема полетов» — схематично изображаются все блоки

программы на год и конечный результат (например, «долететь

до Планеты ЗиП» — значит освоить четыре блока и какое-то
число статей Декларации прав человека и Конвенции прав
ребенка).

«На следующем занятии» — краткий план следующего урока.

«Правила класса»: вырабатываются совместно всем классом
на одном из первых уроков (в зависимости от обстоятельств).
Например: «В нашем классе все уважают мнение другого
и никогда не смеются над другими и не осуждают», «В нашем
классе все внимательно слушают другого и не перебивают».

«Они сегодня первые» — поздравления командам-победительницам.
Например: «Лето—Осень», так держать! И не стоит
унывать! Вы сегодня впереди на намеченном пути!» и т. д.

«Мое настроение»: традиционная психологическая методика,
заключающаяся в рисовании каждым участником на специальном
листе «рожиц»: улыбающихся, «кислых» и «равнодушных
». Схематически выражается положением рта человека
(улыбка, ровная полоска рта, уголки губ опущены).

Для оценки результатов можно ввести игры «На Олимп
знаний» — выигравшая команда зажигает огонь на Олимпе.
Рисуется шкала для трех команд, все деления поднимаются
вверх, шкала заканчивается огнем. На каждом занятии команда
может набрать определенное количество баллов, допустим, максимум
100. Тогда каждый этап будет оцениваться в 10 баллов
максимум, и всего будет 10 этапов. В случае, если у детей могут
возникнуть трудности со счетом, рекомендуется вводить меньший
максимальный балл и сокращать число этапов, требующих
оценки. На одном уроке их может быть от двух до четырех.
Обязательным этапом будет только оценка готовности к уроку
(первый этап).

Г. Данаева, Т. Булохова, В. Сечко, учителя права из г. Новочеркасска,
разработали интересную модель правового обучения
посредством изучения своего имени1:

«Данные занятия по праву предлагаются для учеников 2-го
класса. В зависимости от времени, которым располагает учитель,
занятию можно посвятить один урок или серию уроков.
Поскольку все этапы логически связаны, учитель может в любой
момент прерваться, начав следующий урок с небольшого

Данная методика с успехом апробирована Молодежным Центром прав
человека и правовой культуры в школах России.

повторения. Мы рекомендуем отводить на эту тему два—три
урока и большой спаренный урок.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ:

с помощью изучения имени показать индивидуальность,
неповторимость каждого участника.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ:

— изучить статью 7 Конвенции о правах ребенка;
— показать многообразие сходств и различий между людьми.
Предварительная подготовка учащихся. Для первого урока
понадобится карточка с именем каждого участника, которую
на уроке можно прикрепить булавкой к одежде. Кроме того,
детям дается задание (ко второму уроку, если серия разбивается)
приготовить небольшое сообщение о своем знаменитом
тезке. На этих уроках начинается заполнение так называемого
«паспорта», поэтому дети могут изготовить самостоятельную
маленькую тетрадку любой замысловатой формы (грибок, цветок)
или просто блокнотик, которые они будут приносить
на каждый урок.

ХОД ЗАНЯТИЙ:

1. Учитель рассказывает о значении имени: «Имя человека —
одно из важнейших составляющих его индивидуальности. В древности
наши предки наделяли имя особой магической силой.
Существовали особые табу (запреты) на произнесение имени.
Египтяне избегали называть имя фараона, японцам нельзя было
называть имя императора. Воины, идя в бой, оставляли свои
имена, прятали. На Руси имена указывали на заметные физические
черты — имена, взятые «напрокат» у вещей (Башмак, Чулок,
Елка), имена могли поведать о различных обстоятельствах рождения
человека (Водопол, Вешняк, Пороша).
2. Дети дома готовили карточку со своим именем. Учитель
говорит, что, глядя на карточку, можно сказать, как данный
человек относится к своему имени и что ему о нем известно
(например, Марина изобразила свое имя синим…).
3. Учитель раздает карточки, на которых кратко объяснены
значения каждого имени.