19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Расскажем о создании игрового пространства на уроках
прав человека в начальной школе.

Замечено, что уроки в начальной школе проходят особенно
хорошо, когда присутствует элемент игры. Но опыт показывает,
что для успешного обучения необходимы как игры, так и внеигровые
занятия. Как увлечь детей? Как стимулировать их внимание,
сделать их заинтересованными в каждом этапе урока, в
каждом виде деятельности? Найден выход: одна большая игра,
в которую дети играют на протяжении всего года и где любой
вид деятельности, будь то проверка домашнего задания или
объяснение нового материала, ведет к конечной игровой цели.
Для детей младшего школьного возраста первого года обучения
правам человека была придумана игра «Путешествие на Планету
ЗиП (Закон и Право) на космическом корабле»2.

1 Данные идеи представлены О. Ерохиной — учителем права г. Дзержинска.
2 См.: Права человека. Книга для учителя. Молодежный Центр прав
человека и правовой культуры. — М. 2000.

Эта игра требует дополнительной подготовки от ведущего,
так как перед началом занятий готовятся стенды, плакаты, и
на каждом уроке некоторые рубрики необходимо обновлять. В начале
года дети привыкают к игровому пространству и запоминают
правила проведения игры. В дальнейшем дети сами помнят
всю структуру урока, у них не ослабевает внимание, организованность,
они не меньше учителя заинтересованы в отличной дисциплине
и в хорошем качестве выполненных заданий. На уроках
постоянно присутствует элемент соревнования, хотя атмосфера
игры поддерживает доброжелательную обстановку в классе.

В начале года дети делятся на команды. Предлагается разделить
детей на постоянные команды (например, в зависимости
от дней рождения: Весна, Лето, Осень, Зима), в которых будут
меняться только роли — капитана команды, отвечающего на
время «петушка», высказывающего мнение всей группы «рупора
» и т. д. Рекомендуется выбрать роли для каждого члена
команды и подобрать их с таким расчетом, чтобы дети, справляясь
со своей ролью, смогли поверить в свои силы и вырасти
в течение года (например, самому говорливому и задиристому
предложить роль секретаря, а умному, но очень робкому —
рупора). Уже в конце первого года работы видны положительные
результаты: дети начинают добиваться успеха в том, что
раньше им давалось с трудом, коллектив сплачивается, детям
приятно работать в «своей» команде. На следующий год состав
команд рекомендуется поменять.

ЭТАПЫ УРОКА:

1. Старт игры. Учитель просит пристегнуть ремни, сосредоточиться,
оставить за бортом все, что не относится к данному
путешествию. Перед стартом капитаны сообщают о готовности
своих команд: наличие выполненного домашнего задания и
всех необходимых материалов. Например, капитан объявляет:
«В нашей команде все выполнили домашнее задание, кроме
Коли, а Петя забыл дома «паспорт». Так как данный этап позволяет
команде набрать определенное количество очков, то все
заинтересованы в организованности. Объявляется готовность
№ 1 и старт.
2. Если дети пришли на урок уставшие, учитель может их
пригласить в «тренажерный зал», пока «корабль набирает высоту
». Подойдет любая легкая разминка, например, «Мы делили
апельсин»:

Мы — обе руки через стороны к груди (показываем)
Делили — туловище поворачивает вправо, руки разводим
в стороны
Апельсин — туловище прямо, руками описываем перед собой
круг (апельсин)

Много — туловище поворачиваем влево

Нас — руки в стороны

А он один — туловище прямо, руками описываем круг

Эта долька — правая рука вперед

Для ежа — руки над головой, пальцы растопырены

Эта долька — левая рука вперед

Для чижа — руками «дудим» в дудочку

Эта долька — правая рука вперед

Для котят — руки к ушам, ладони развернуты, как ушки,
голова покачивается то вправо, то влево
Эта долька — левая рука вперед
Для бельчат — руки вверх, ладошки, как «кисточки» на
ушках бельчат

Эта долька — правая рука вперед

Для меня — руки к груди

Для меня и для тебя — показываем на соседа.

3. Основная часть урока: проверка домашнего задания по командам
с вынесением результатов на стенд, игра или внеигровое
задание, каждый этап которого тоже может быть оценен на
стенде. Не рекомендуется оценивать субъективные высказывания
ребят, их суждения — это может вызвать напряжение, «закрыть
» их.
4. Подведение итогов занятия, оформление рубрики «Мое
настроение».
В такой игре учителю необходимы добровольные помощники
— кто-то будет писать, кто-то подсчитывать очки.