19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Обсуждение диалога. Ученики высказывают свое мнение
о прочитанном.
Учитель предлагает темы для обсуждения в классе (отдельные
задания могут выполнять группы учеников):

1. Вообразите остров, населенный людьми доброжелательными
и агрессивными, добрыми и жадными, чуткими и равнодушными.
Представьте себе разные ситуации, приятные и неприятные, какие
могли бы случиться, если у этих людей не было бы принято никаких
законов, обычаев, правил хорошего тона. Полная свобода…
2. Острый помор приехал из беломорской деревни в Москву погостить
к родне на месяц. С родственниками он был в прекрасных отношениях,
но в городе выдержал всего неделю. Вернулся в деревню и
говорит: «Свободы в Москве много, но воли нет». Как бы вы могли
истолковать эти слова?
3. Какие поступки, действия продавца в магазине, кондуктора в автобусе,
контролера в электричке, кассира в банке, милиционера вы могли
бы ожидать? Придумайте такие поступки, которые вызвали бы ваше
изумление. Какие действия этих людей кажутся вам невозможными?
4. Какие удобства и какие неудобства порождает предсказуемость
действий друзей? Работников магазинов, сферы услуг? Что было бы,
если бы они вели себя непредсказуемо? Что делает их поведение предсказуемым?
5. Какие поступки незнакомых людей в разных ситуациях вы сочли
бы естественными? Неожиданными?
6. Вы договариваетесь со строителями о ремонте квартиры. Что
дальновиднее: договориться о качестве работы, сроке исполнения

и оплате устно или записать все обязательства строителей и заказчика
как можно детальнее?

8. Представьте себе селение, где все обычаи противоположны
тем, к которым вы привыкли. Какие действия предпринимали бы обитатели
этого селения? Как бы вы стали себя вести, оказавшись там?
9. Составьте перечень ограничений, делающих жизнь в обществе
предсказуемой настолько, что люди могут планировать свое будущее
и договариваться о чем-то с другими людьми.
10. Вспомните, как вы провели вчерашний день. Догадайтесь,
какие из действий, совершенных вами, вас обязал сделать закон.
11. Расскажите, чем законы физики отличаются от законов, регулирующих
поведение людей.
Расскажите, чем различаются смыслы слов в каждой паре:
Предсказуемое — непредсказуемое
Случайное — закономерное
Ожидаемое — неожидаемое
Вероятное — неизбежное
«От Петрова всегда ожидали непредсказуемых поступков…»

12. Какие действия людей легко контролировать государству, а
какие нет?

Нужно ли государству вести учет доходов граждан?

Как оно может учитывать их доходы?

К каким действиям могут принудить человека экономические

обстоятельства?

13. Для каждой пары лиц из списка скажите, чьи действия скованы
большим числом ограничений.
Образованный — неграмотный
Честный — бессовестный
Семейный — одинокий
Военный — штатский

14. Во многих случаях внешние обстоятельства жизни людей во
многом непредсказуемы (город в районе с частыми землетрясениями;
поселок в долине реки, бурно разливающейся после дождей; крестьяне
в местах с частыми засухами; деревни на границе с Диким полем, откуда
часто набегают разбойники; и т. д.). Придумайте, как могли бы люди
компенсировать непредсказуемость обстоятельств в разных случаях.
15. Легко ли жить или сотрудничать с человеком, который не выполняет
обещаний? Придумайте разные способы, какими можно было
бы добиться от людей аккуратного выполнения обещаний.
16. Сообразите, чем планирование жизни в обществе отличается
от конструирования механизмов?»

5. Об изучении права в начальной школе
Многие специалисты убеждены, что права человека необходимо
изучать с самого раннего школьного возраста, так как
именно в начальной школе ребенок получает необходимые знания
и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои
желания и возможности с желаниями и возможностями других
детей, осознает свою ответственность перед другими людьми1.

«Возрастные особенности школьников младшего возраста,
в частности, их особенная восприимчивость к играм, желание и
умение играть — то, чего им обычно не хватает в школе, —
способствуют эффективному применению на уроках права различных
игровых методик. Но при разработке занятий следует
помнить, что игра здесь выступает как способ познания мира и
поэтому желательно на уроках создавать модели реальных жизненных
ситуаций.

Система уроков по правам человека в начальной школе
не предполагает изучения конкретных законов и прав (за исключением
нескольких уроков знакомства с Всеобщей декларацией
прав человека), а является, скорее, серией вводных занятий,
имеющих нравственную, воспитательную направленность
и призванных психологически подготовить учеников к познанию
права в будущем.