19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Просвещение — длительный процесс
Получение знаний, воспитание правовой культуры требует
времени. Десятком лекций не воспитаешь уважение к закону.
Если говорить о целевых долгосрочных программах, то стартовать
они должны с дошкольного возраста, а результат будет

виден лет через 10. Для того чтобы объяснить подростку, что
хорошо, а что плохо, нам самим сначала нужно разобраться
в сегодняшних ценностях, границы которых размыты, а суть не
определена. Кто скажет, какого отрезка времени это потребует?

Создание циклов передач, издание книг— на все нужно
время. Вводя в школы курсы граждановедческих дисциплин,
нужно подумать о том, кто их будет преподавать. Переподготовка
и подготовка кадров — это тоже время.

Бороться с детской преступностью нужно сегодня, сейчас.
А пока мы будем тратить время и силы на просвещение, рядом
с нами будут происходить кражи, грабежи и убийства.

2. Перепутан адресат
Сторонники этого подхода упускают из виду, что учиться
будут те, кто, как правило, хочет учиться, т. е. подростки,
далекие от криминального мира.

У несовершеннолетних, склонных к правонарушениям,
обычно уже сформированы признаки пагубной морали, среди
которых грубость, жестокостьи, склонность к алкоголю — и нежелание
учиться. Поэтому мы скорее всего не увидим их в залах,
аудиториях и студиях, где овладевать нормами морали
и права будут благополучные дети.

Олимпиады, конкурсы, викторины также адресованы лишь
узкому кругу людей. Их участниками станут подготовленные
ребята, к которым вновь не относится категория малолетних
преступников.

Не придут на лекции, беседы и встречи с журналистами и
неблагополучные родители.
Процесс просвещения, таким образом, затронет тех, кто
нуждается в нем далеко не в первую очередь.
Нерадивые, шаткие, склонные к аморальным поступкам и
правонарушениям вновь останутся за бортом.

3. Преступники тоже знают законы
Сторонники этого подхода явно недооценивают малолетних
правонарушителей. Многие из них сами являются энциклопедией
правовых знаний. Основы законодательства они получают
на собственном опыте, а это гораздо весомее прослушанных
лекций. Более того, те, у кого за плечами солидный стаж этого
печального опыта, знакомы с подробными деталями работы
суда и прокуратуры, инспекторов и следователей. Эти знания

поднимают их авторитет в криминальной среде, вызывают уважение
со стороны младших, но никак не останавливают от
новых правонарушений.

Подростки, участвующие в преступлении в компании
со взрослыми, также обогащают свои знания. Этот естественный
путь получения информации для них более прост, привычен,
доступен.

Однако эти знания могут подтолкнуть к изобретению путей
обхода закона, поискам ответа на вопрос «как не попасться?».
Знание закона не исправляет подростка и не останавливает
на пути совершения преступления.

Некоторые юристы предлагают интегрировать различные
варианты изложения правовой информации: использовать диалоги
различных героев, афоризмы — суждения, темы для обсуждения,
словарь понятий, справочный материал, иллюстрации
— разъяснения и проч.
Вот как можно представить тему «Социальные нормы общества
» для обучаемых 7—8 классов общеобразовательных школ.
Автор разработки С. Ловягин,
Учитель просит учеников прочитать диалог:
«Строить свои отношения с людьми и с государством проще,
если известно, что от них можно ожидать, а чего ожидать
нельзя.

Действия людей неизбежно скованы множеством ограничений,
большинство которых мы даже не осознаем.

Только наличие этих ограничений обеспечивает необходимую
предсказуемость событий экономической жизни общества.

БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИТЬ ТРУДНО.

ДИАЛОГ О НЕОЖИДАННОСТЯХ

— Опять в электричке оштрафовали, — пожаловался Петров соседу.
— А ты бы билет купил. Не купил — плати штраф. Закон есть закон,
— ответил Крылов равнодушно.
- Вот бы без законов жить — что хочешь, то и делаешь, — мечтательно
произнес Петров.
- Как это без законов? — изумился Крылов. — Совсем без законов?
См.: Право и лево. Учебник. РФПР. — М., 1999.

- Ну, против закона всемирного тяготения или, скажем, законов
электричества я ничего против не имею, — поспешно поправился Петров,
- но законы, установленные людьми, всегда обойти хочется.
- Это значит, — задумался Крылов, — что твой сосед никогда не
будет знать, что ему от тебя ожидать? Он тебе взаймы тысячу рублей
даст, а ты ему то ли все в срок вернешь, то ли ничего не вернешь и
обругаешь вдобавок, то ли вернешь двадцать тысяч? Полная свобода
выходит? На красный свет ходить, долги не отдавать, обещания не
выполнять — все можно? И в колодец плевать, и другому яму рыть?
- Ну это ты чересчур хватил, — рассердился Петров, — всякий
понимает, что можно делать, а что нельзя.
- Хорошо бы, если бы так, — грустно заключил Крылов и ушел
домой».
2.