19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




С середины 50-х годов в целях преодоления перегрузки
учеников объем правового материала для изучения сокращается.
В первую очередь из школьных программ были исключены вопросы
теории права. Образовательная деятельность строилась на
основе изучения текста юридического документа и конкретизации
его с опорой на жизненные примеры.

После XX съезда КПСС в 60-е годы начался процесс обновления
законодательства. Возрастает роль регулятивной функции
права, что напрямую было связано с активным вовлечением
граждан в охрану общественного порядка через так называемые
«добровольные дружины», происходит демократизация общественной
жизни страны. В этой связи появляется необходимость
в правовом образовании людей, а также в обеспечении его практической
направленности. Школьники стали знакомиться с некоторыми
особенностями права на образование, социальное обеспечение.
Впервые учебной программой было предусмотрено

Об изучении Конституции Союза СССР в школах. Распоряжение СНК
СССР. 1 февраля 1937. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная
школа. Сборник документов 1917—1973. — М.: Педагогика. 1974.

формирование у учащихся систем правовых знаний трех уровней:
знание некоторых вопросов общей теории права; знание
Конституции СССР; знание о некоторых нормах трудового, семейного,
гражданского, административного и уголовного права1.
В курсе права 1960 г. был намечен подход к формированию
у учащихся системы правовых знаний, служащих не только идеологическому
заказу, но и определяющих для личности как субъекта
права модели правомерного поведения. В программе предусматривались
содержательные связи между компонентами правовых
знаний, что помогало осознавать в процессе обучения взаимосвязь
между отдельными отраслями права, увидеть внутреннее
единство системы права. Предусмотренное программой изучение
ряда законодательных актов расширяло возможности создания
у учащихся конкретных представлений о роли законов в регулировании
общественных отношений, формирования уважения
к Закону. Сокращение количества часов курса вдвое, даже с
учетом большей подготовленности десятиклассников по сравнению
с учащимися седьмых классов к осознанному восприятию
вопросов права, явно ухудшало условия преподавания права2.
Не было достаточного времени и на отработку правовых вопросов,
особенно практической направленности, изучение текста
новых законодательных актов, включенных в программу. В соответствии
с Постановлением ЦК КПСС от 25 апреля 1960 г.
о введении курса «Основы политических знаний» в средних школах
и средних специальных учебных заведениях из школьного
образования исключается курс «Конституция», который являлся
хотя и локальной, но системой правового обучения в стране.
С введением в 1962—1963 учебном году курса «Обществознание»,
заменившего «Конституцию» и «Основы политических знаний»,
коренным образом изменились условия изучения учениками вопросов
права. Теперь правовое обучение стало составляющим
компонентом обществоведческой подготовки детей. Однако в небольшом
числе школ в старших классах проводились факультативные
занятия по курсу «Основы советского законодательства».
В течение ряда лет правовое обучение и воспитание учащихся не
считались первоочередными задачами школы и не играли самостоятельной
роли в учебно-воспитательном процессе. Правда,

См.: Элиасберг Н.И. Правовое образование в отечественной школе
30-х — 90-х гг. XX в. Опыт системно-генетического анализа. — СПб. 2000.
Там же.

под влиянием правоохранительных органов, констатировавших
усиление преступности в стране, особенно среди молодежи, элементы
правового просвещения и воспитания включаются в систему
дополнительного образования. Речь шла в первую очередь о
необходимости проведения правовых мероприятий во внешкольной
работе с учащимися. По правовым вопросам проводятся
олимпиады, организуются специальные встречи с работниками
юстиции, суда, прокуратуры, МВД.

В 1975 г. в восьмых классах общеобразовательных школ страны
вводится специальный правоведческий курс «Основы Советского
государства и права». С увеличением основной школы на один
год этот курс был перенесен в девятый класс. Появление нового
правоведческого курса расширило возможности изучения важных
правовых вопросов общественной жизни. Ученики знакомились
с основными правилами, сложившимися в области семейного,
гражданского, уголовного, административного и конституционного
права.