19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




АРГУМЕНТЫ ПРОТИВНИКОВ

1. Жесткий не значит справедливый
Ужесточение закона в отношении несовершеннолетних не
гарантирует его справедливого исполнения. Более опытные и
«грамотные» всегда подставят начинающего и глупого. Несовершенство
законодательной системы, судопроизводства и процесса
дознания позволит более изворотливому выйти сухим из
воды. Далеко не всем по карману оплата квалифицированного
адвоката, поэтому под суровую статью может попасть тот, за кого
нечем заплатить.

Не секрет, что места заключения, колонии — это своеобразные
«уголовные университеты». Ранняя изоляция подростка
завершит формирование потенциального преступника. Никто
еще не выходил из мест заключения более добрым, честным и
благородным, чем был до вынесения приговора.

Справедливо ли судить подростка, если основные виновники
успели убежать с места преступления? Если его втянули
в дело взрослые, родственники, родители (тому немало приме

ров)? Если на преступление его толкнули голод, нищета, одиночество?
Ужесточение закона не приводит к построению справедливого
общества.

2. Судить не детей, а родителей
Нельзя говорить о подростке как о сформировавшейся
личности. Всю полноту ответственности за него понесут
родители.

Подход второй

Просвещение: Ликвидировать правовую безграмотность

АРГУМЕНТЫ СТОРОННИКОВ

1. От знания — к соблюдению
Нельзя следовать правилам, которых не знаешь. Прежде
чем спросить с подростка, нужно ему объяснить.

Сегодня семья, школа, средства массовой информации оградили
себя от непростой работы — учить нормам морали и
права. Родители добывают деньги, в учебном расписании школ
в лучшем случае час в неделю отвели курсу «Граждановедение»,
рекламные ролики и боевики не оставили на ТВ места для менее
смелых передач. Стало некому объяснять разницу между «нельзя»
и «можно», «хорошо» и «плохо».

Однако, чтобы жить в согласии с общественной моралью и
не совершать противоправных действий, подростку необходимо
знать различия между моралью и правом, преступлением и
правонарушением, знать, за что посмотрят с осуждением, за что
оштрафуют, за что посадят за решетку.

Только процесс просвещения, объединяющий учителей и
родителей, врачей и журналистов, суды, милицию, всех нас,
выходящий за рамки урока в студии, дворы, детские сады,
сможет стать необходимым условием, снабдить подростков достаточным
знанием для соблюдения правил, норм и законов
нашего общества.

2. Гарант культуры
Знакомство с нормами морали и права, изучение граждановедческих
дисциплин повышает умственный уровень подростка,
что является одним из условий формирования культуры
человека.

13 3666 369

Просвещение развивает духовность, стремление к знанию.

Статистика свидетельствует, что среди правонарушителей
все больше подростков, не обладающих этими качествами.
По данным УВД Брянской области, за шесть последних лет по
сравнению с 1990-м годом среди стоящих на учете в ИДН число
нигде не работающих и не учащихся подростков увеличилось
на 50%.

Просвещение расширяет кругозор растущего человека, среду
его общения, знакомит с грамотными, знающими людьми. Это
позволяет более серьезно воспринимать окружающий мир, критически
относиться к поведению людей, оценивать действия
политиков. Именно просвещение поможет сформировать культурный
уровень, который позволит подростку жить в соответствии
с нормами поведения, законами морали и права, принятыми
в обществе.

3. Новый источник информации
Обладая знаниями, мы стремимся ими поделиться, они
выручают нас в повседневной жизни и экстремальных ситуациях.
Подросток, знающий свои права и обязанности, становится
очень ценным неформальным источником информации для
своих ровесников. Он объяснит, что будет за разбитое стекло до
того, как его разбили, что ждет за катание на чужом мотоцикле
еще до его угона. Просвещенный подросток может предотвратить
преступление, что является самой большой ценностью
в обсуждаемой проблеме.

Информация, полученная от сверстника, более авторитетна
и доступна. Не надо организовывать специальные лекции,
устраивать собрания и встречи. Обмен сведениями идет в ежедневном
общении, в классе, на улице.

Участвуя в конкурсах, олимпиадах, викторинах по праву,
подростки набирают знания, оценивают и сравнивают их, становятся
более информированными и тем самым более интересными
и полезными для окружающих подростков.

АРГУМЕНТЫ ПРОТИВНИКОВ

1.