19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Она нацелена, в первую очередь, на формирование навыков
правомерного активного поведения личности, которая способна
всегда защитить свои права, имеет самостоятельные мнения
по различным вопросам общественной жизни, может предложить
оригинальные способы решения любых проблем, противостоять
беззаконию и насилию.

Вот какие методики предложены авторскими коллективами.

В правовом обучении целесообразно проводить так называемые
«акции гражданского форума».

ЧТО ТАКОЕ «ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ?»1

Гражданский форум — это школа принятия совместных
решений, выбора общей позиции в условиях открытого общественного
диалога, через серию обсуждений гражданами страны
ее наболевших проблем.

Общественное суждение рождается в диалоге, стремлении
понять позиции сограждан, найти компромисс, предвидеть последствия
принимаемых решений. Это нелегко и требует навыка.
Цель Гражданского форума — дать такой навык.

В Брянске подготовлены брошюры по многим темам,
важным для российского общества. Их задача, дав необходимый
минимум информации, помочь участникам форума услышать
мнение других, понять их аргументы, сравнить с собственной
позицией. Кроме того, по результатам серий форумов
готовятся доклады, которые станут известны также и политическим
лидерам.

Вот, например, как можно изучать тему «Преступность
несовершеннолетних».

Авторами данной методики являются учителя г. Брянска, в том числе
директор школы № 34 Н.С. Коваленко.

Обучаемым предлагается рассмотреть разные подходы
к проблеме и высказать свою точку зрения:

Подход первый

Ужесточение:
Наказывать несовершеннолетних преступников строже

АРГУМЕНТЫ СТОРОННИКОВ

1. Уважение к закону
За любые преступления должно следовать соответствующее
наказание.

Серьезное и жесткое, оно заставляет уважать закон. Не так
давно отменена отсрочка исполнения приговора в отношении
несовершеннолетних. Осталось условное наказание. Но и эта
мера себя не оправдывает. Во время условного срока подросток,
как правило, не выполняет наложенные на него обязательства,
пьет, хулиганит. Приводы его в милицию зачастую заканчиваются
ничем: у судов без того много работы, тюрьмы и колонии
переполнены. Подросток снова остается на свободе, продолжая
совершать правонарушения. Только увеличив количество колоний,
упростив систему направления в спецшколы, создав сеть
спецучилищ, ужесточив содержание в них, приняв ряд других
экстренных мер, мы воспитаем уважение к закону, страх перед
наказанием, что значительно облегчит решение проблемы.

2. Защита несовершеннолетних
Законодательная база — это серьезная защитная мера в отношении
детской преступности. Уголовная ответственность сегодня
наступает с 16 лет, за особо опасное преступление — с 14,
в то время как пятую часть всех стоящих на учете в инспекции
по делам несовершеннолетних Брянской области составляют
дети до 13 лет.

Оставляя безнаказанными малолетних преступников, мы
подвергаем опасности хороших ребят. По мнению сотрудников
Брянской ВТК, лишь единицы ее воспитанников — отпетые
негодяи. Большинство — обычные пацаны, попавшие под влияние
первых и впитавшие их пагубную мораль.

Нет времени ждать, пока маленький преступник станет
взрослым, а уж тогда наказывать его по всей строгости закона.
Снизив возраст наступления уголовной ответственности, пересмотрев
статьи УК в сторону ужесточения, изолируя большее

число малолетних преступников, мы снизим их влияние на
благополучных подростков и тех, кто только приближается
к криминальной черте.

3. Нетерпимость к насилию
Суровое наказание доказывает, что общество не терпит и не
прощает насилия. Чувство безнаказанности — причина многих
наших бед. Мы прощаем разбитые стекла, слегка журим за
издевательство над животными. Мы боимся вынести сор из
избы. А «избой» становится сначала класс, затем школа, город.
Потом?.. Да и «сор» из вроде бы невинной драки превращается
в умышленное убийство.

Выработав законы и правила, общество обязано их защищать.
Ни один проступок, ни одно проявление жестокости не
должно остаться безнаказанным, незамеченным. За ним должно
следовать продуманное, серьезное наказание соответственно
содеянному. Когда мы оказываемся в роли жертвы, нам все
равно, кто совершает насилие — взрослый или 13-летний. За
равные преступления — равные наказания. Только последовательная
нетерпимость к насилию, выражаемая в четких и продуманных
законодательных актах, может дать положительные
результаты в решении проблемы.