19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП


Разработка вопросов, выходящих за рамки программы учебного
процесса.

Подбор кандидатов-соискателей на звание «УМНИК» или
«УМНИЦА» из числа отличников по данному предмету.

Подготовка атрибутов конкурса (конкурсные дорожки, плакаты,
ордена «Золотой. Совы», наградная лента победителя,
академические шапочки).

Подготовка фонограммы, фото- и телеобеспечение конкурса.
— Подбор ведущего конкурса и его помощников, состав жюри.
ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА

1. Организационная часть:
— подготовить помещение класса;
— разместить жюри, учащихся и гостей;
— снять психологическое напряжение музыкальной паузой.
Автор конкурса— учитель права средней школы № 14 г. Каменска-Шахтинского
Ростовской области Е.И. Бышков.

2. Конкурс
— Ведущий: Уважаемое жюри, гости, судари и сударыни!
Сегодня мы проводим интеллектуальный конкурс по праву
«Умники и умницы», целью которого является расширение и
углубление знаний по изучаемому предмету, формирование мотивации,
повышение правовой культуры и, конечно, выявление
наиболее подготовленных учащихся.
Соискатели на звание «Умник» или «Умница» — это отлично
успевающие ученики, добровольно изъявившие желание
принимать участие в конкурсе, поддержанные и одобренные
классом. …Если у жюри нет возражений, мы можем начать
конкурс… (приглашаются соискатели на исходную позицию
у дорожек).

— Ведущий: Напоминаю условия конкурса.
1.
Вводный этап, которым будут определены исходные позиции
соискателей на дорожках.
2.
Основной этап постановки вопросов, определяющих движение
соискателей к победе.
Сообщаю, что победа соискателя и теоретика, по согласованию
с директором школы, оценивается как сдача экзамена
по праву за 9 класс, поскольку объем подготовки к конкурсу
превышает учебную программу.

— Вводный этап. «Общеизвестно, что юристы, и особенно
прокуроры и адвокаты, должны владеть ораторским искусством
и умением убеждать своих оппонентов: постарайтесь в своем
кратком обращении к данной аудитории убедить их в необходимости
изучать право».
Жюри оценивает выступления соискателей, ведущий определяет
их места на дорожках: 1 место — 2 позиция, 2 место — 1
позиция, 3 место — на пороге дорожки.

— Ведущий: Основной этап конкурса. Его условия — правильный
ответ на вопрос дает право занять следующую позицию
на дорожке; отрицательный ответ или его отсутствие —
соискатель остается на прежнем месте, и в данном случае ответ
дают теоретики. Теоретик, получивший наибольшее количество
орденов «Золотой Совы», но не менее 5, признается победителем
конкурса.
Время на обдумывание вопросов не дается, ответ должен
прозвучать после музыкальной паузы (30 сек).
Идет конкурс — вопрос-ответ… Оценку ответов дает жюри.

В случае, если кто-либо из соискателей безошибочно пройдет
дорожку, став победителем, оставшиеся вопросы задаются
теоретикам, и выявляется победитель из их числа.

Соискатель, победивший в конкурсе, награждается лентой
«Умник» или «Умница».
Ведущий благодарит всех участников и гостей за активное
участие в конкурсе, объявляет музыкальную паузу.

ВЫНЕСЕННЫЕ НА КОНКУРС ПО ПРАВУ
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»:

1… Однажды в эпоху Возрождения был осужден на казнь некий
пекарь. Спустя некоторое время после казни выяснилось, что он невиновен.
С тех пор перед началом каждого суда в Венецианской республике
специальный глашатай громко выкрикивал, обращаясь к судье:
«

».

— Что он выкрикивал? (Помни о пекаре!)
2… Эта история из практики самого знаменитого адвоката Федора
Никифоровича Плевако.
Под суд попал священнослужитель, слишком вольно обращавшийся
с деньгами прихожан. Кроме того, батюшка вел разгульную
жизнь. Словом, вина подсудимого бал очевидна. Начались
прения сторон. Первым выступил прокурор, который высказал
возмущение тем, что в качестве подсудимого оказался служитель
культа, который должен быть наставником человеческих душ,
нравственным примером для верующих. А вместо этого…

Затем наступила очередь Ф.И. Плевако. Его речь заняла всего
несколько секунд и была принята громом аплодисментов. Присяжные
совещались минут десять. Их вердикт был единодушен:

«Не виновен!»

— Что сказал Плевако? (Господа присяжные заседатели! Более
20 лет мой подзащитный отпускал вам грехи ваши. Один раз отпустите
вы ему, люди русские!)
3… Римский юрист, сторонник естественного права Ульпиан (II—
III вв.) писал: «Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда
происходит слово «право»: оно получило свое название от

ибо право — это искусство добра и справедливого
равенства».

— Какое слово породило «право»? («Право» появилось от слов
«правда», «справедливость»)

4..Во время Римского императора Юстиниана в качестве договоров
применялись так называемые безымянные контракты, делившиеся
на четыре группы:

— «Даю, чтобы ты дал»» (обмен ценностями);
— «Даю, чтобы ты сделал»» (ценность в обмен-на услугу);
— «Делаю для того, чтобы ты дал» (услуги в обмен за ценность);
— «Делаю, чтобы ты сделал» (обмен услугами).
— Каким из этих договоров предусматривается обмен ценностями?
5…