19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Лекции

«Члены кружка/клуба могут читать лекции:

— ученикам младших классов. С ними можно было бы поговорить
о правах ребенка, о том, куда и как следует обращаться
при нарушении этих прав (например, в случае притеснения
со стороны взрослых); о понятии гражданской
дееспособности и ее изменении по мере взросления человека,
о правах потребителей и их охране и т. д.;

родителям. Поскольку дети в рамках правового образования
приобретают столь обширные правовые знания, что
становятся для своих родителей «домашними консультантами
», такие консультации можно сделать коллективными
и проводить их в форме лекций, предварительно определив
круг вопросов и тщательно к ним подготовившись;

пенсионерам (своим бабушкам и дедушкам, жителям микрорайона).
Круг вопросов может быть разнообразным: это
информация о текущих изменениях в пенсионном законодательстве,
о праве собственности на жилье и возможных
правонарушениях в области жилищного законодательства,
об обязанностях детей по отношению к престарелым родителям,
о банковских вкладах и пр. Лекции должны иметь
практическую направленность: сообщать телефоны и часы
приема юристов, дающих бесплатные консультации, адреса
некоммерческих организаций или социальных служб,
куда можно обратиться за помощью, и т. д.
Имитация телепередач

Это одна из самых простых и любимых детьми форм; нередко
школьники сами становятся инициаторами проведения
«телеигр» и состязаний на уроках и особенно вне их (на «огоньках
», общешкольных праздниках, капустниках).

Преимущества использования этой формы деятельности
очевидны:


в силу своей популярности игра в телепередачи не требует
дополнительной агитации со стороны педагога;
Там же.


сюжет и правила телепередач всем хорошо знакомы, поэтому
можно приглашать участников со стороны, вызывать
на соревнования другие школы и клубы;

имитация телеигры, позволяя ребенку ориентироваться
на конкретного ведущего и как бы «спрятаться» за уже найденный
образ популярной телезвезды, помогает даже стеснительным
детям вести себя свободно и достичь успеха.
Среди телепередач, которые можно имитировать с наибольшим
педагогическим эффектом, можно выделить:

1. Интеллектуальное соревнование-отгадывание: «Своя
игра», «Брейн-ринг», «Умники и умницы».
Упор здесь необходимо сделать на тщательный подбор вопросов,
избегая «викторинных», имеющих неоднозначное решение,
некорректных и т. д. Клуб может стать организатором
целого цикла таких игр-соревнований между классами, параллелями,
школами.

2. Ток-шоу: «Мы», «Тема» и др.
Эта форма позволит привлечь интересных людей из числа
родителей, юристов-профессионалов и других. Обсуждаемая
тема должна быть острой, проблемной и одинаково интересной
всем участникам. Для выяснения и формирования этого интереса
можно провести предварительный опрос общественного
мнения, возможно записать интервью на видео и демонстрировать
отрывки во время ток-шоу.

Примерные темы для обсуждения: правовое обеспечение
бесплатного медицинского обслуживания, разрешение конфликтов
в школе, хозяйственная деятельность школы.

3. Театрализованное состязание: КВН.
«Игра в телепередачу» позволяет детям продемонстрировать
свои знания и актерские способности широкому кругу
людей (родителям, учителям), поднять самооценку ее участников,
заинтересовать в предмете права других школьников. В связи
с этим такая форма скорее всего должна быть результатом
определенного этапа деятельности кружка/клуба, стать своего
рода публичным отчетом.

Во внешкольных мероприятиях по праву выделяют еще
один вид деятельности — проведение конкурсов. Они стимулируют
познавательную активность ребят, повышают интерес
к изучению права. При организации конкретных мероприятий
следует составить план действий, выбрать инициативную группу
учеников, распределить роли исполнителей. Каждый дол

жен иметь поручение: кто-то готовит задания, кабинет или
зал; оформляет эмблемы, костюмы; договаривается о приглашении
и т. д.

Следует продумать вопрос о системе поощрений: призы,
грамоты и т. д.
Вот модель одного конкурса, проводимого в Ростовской
области.

ПЛАН-КОНСПЕКТ
конкурса по праву «Умники и умницы»1

Цель конкурса: Расширение и углубление знаний по изучаемому
предмету, формирование мотивации к изучению права,
повышение правовой культуры, выявление наиболее подготовленных
учащихся.

Участники конкурса: Учащиеся 9-Б школы № 14, обучаемые
по экспериментальному учебнику для 8—9 кл. «Основы
правовых знаний» проекта РФПР «Правовое образование
в школе».