19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Групповая работа по схеме
«школа — несколько школ».
3. Цель проекта: Сформировать представление о том, что
такое экономическая жизнь общества. Показать, что роль государства
в экономически свободном обществе заключается в создании
правил, максимально гарантирующих свободу каждого
(в том числе и в сфере предпринимательства), и в гарантии
соблюдения этих правил. Показать значимость корпоративных
объединений для формирования представлений о мере должного
и возможного поведения его членов как внутри корпорации,

так и вне ее. Обратить внимание на силу обычая в деле формирования
предпринимательской культуры.

4. Вопросы, на которые должны ответить школьники в результате
проектной деятельности:
— Что препятствует стабильному развитию экономики в нашей
стране в целом и конкретно — развитию частного
предпринимательства?
— В чем вы видите значимость частного предпринимательства?

Каково отношение населения нашей страны (разных его
групп) к предпринимателям? Почему оно таково?
— Каковы должны быть взаимоотношения корпораций предпринимателей
и государства? Как корпорации предпринимателей
могли бы влиять на законодательство?»1
В практике работы рекомендуют проводить экскурсии. Например
И. Уколова, И. Друбачевская, А. Вакуленко, С. Володина
и А. Полиевктова считают, что должна быть подготовлена
экскурсия в нотариат.

«Перед встречей с нотариусом (все равно — произойдет ли
она во время экскурсии либо специалист приедет к детям)
школьники должны быть хорошо осведомлены о том, когда и
где появился нотариат, чем он занимается.

При организации экскурсии лучше выбирать частную
контору.

Экскурсия в юридическую консультацию, адвокатское бюро
(контору) имеет свои особенности.

Перед экскурсией или приглашением школьникам следует
не только выяснить (или повторить), чем занимаются адвокаты,
но по возможности посмотреть учебный фильм «Юридическая
консультация», сделанный в рамках Проекта РФПР.

Если разговор произойдет в помещении конторы, то в ней
можно осмотреть приемную, рабочие места адвокатов.

Независимо от места беседы с адвокатом, интересно будет
поговорить о его работе: Кого он консультирует? Какое участие
он принимает в судебных заседаниях? Часто ли приходится
посещать подзащитных в тюрьме, разговаривать с их родственниками?
Как начинается его участие в деле?

См. подробнее материалы, представленные в журнале «Основы государства
и права». № 5—7, 1999.

Также можно затронуть следующие проблемы: Каким он
видит положение адвокатуры в настоящее время и в идеале?
В чем состоят специфика и сложности участия в гражданских
делах и уголовных? Каков должен быть объем знаний адвоката
(например, насколько он должен разбираться в результатах экспертизы,
в вопросах психологии и т. д.).

Знакомство с органами местного самоуправления проводятся
следующим образом:
Знакомство с местной властью можно начать с законодательных
органов.
Затем следует познакомиться с рабочими органами местного
самоуправления:

— комитетом по трудоустройству (биржа труда);
— органами опеки и попечительства;
— жилищной комиссией и т. д.
В некоторых случаях удобнее будет организовать «круглый
стол» или игровую «пресс-конференцию» с сотрудниками
сразу нескольких местных комиссий и отделов и обсудить с
ними, например, такие вопросы: Велик ли процент зарегистрированных
безработных в нашем городе, как проводится их
учет и осуществляется помощь? Что делать выпускнику
школы, не нашедшему работы? Каковы основные категории
дел органов опеки? Как они защищают жилищные права
детей? и т. д.

Также весьма эффективным будет знакомство школьников
с такими государственными органами в их городе, как:

— военкоматы;
— санитарно-эпидемиологическая служба (СЭС);
— пожарная охрана.
В частности, встреча с представителями двух последних
служб призвана показать школьникам огромную важность их
незаметной и не слишком престижной в общественном мнении
работы по охране жизни человека.

Причем беседу следует построить в правовом ключе: Какие
права и полномочия существуют у этих органов? На чем основаны
требования, которые они предъявляют частным лицам и
организациям? Могут ли они передавать дело в суд? Если да, то
как часто это происходит? В чем представители этих органов
видят сложность своей работы? Что, на их взгляд, может облегчить
их взаимопонимание с обществом?

С представителями военкомата можно вести разговор об
учете призывников, трудностях призыва в городе и области,
проблеме альтернативной службы»1.