19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Б) «Ролевая мозаика». Известно, что в гражданском
процессе можно выделить 4 лица: свидетеля, судью, ответчика,
истца, а в уголовном — обвинителя, судью, адвоката и потерпевшего.
Обычно дело предлагается рассматривать с позиции
судьи. «Мозаика» дает возможность шире охватить проблему,
особенно если она реальна и неоднозначна. Если члены
кружка/клуба ведут работу по подбору правовых случаев,
судебных казусов из прессы, книг, они могут разбирать
их таким способом. Ситуации для анализа должны быть жизненными.

Сначала формируются группы, состоящие из названных
четырех лиц. Внутри групп происходит знакомство с делом:
интервью истца, расспрос свидетеля… Задача каждого из
опрашивающих — как можно лучше представить себе обстоятельства
дела, набрать больше информации. Обвинения, перекрестный
допрос, нажим на говорящего не допускаются.

На втором этапе участники расходятся в новые группы,
формируемые по ролям (группа адвокатов, группа судей…).
Внутри группы происходит обсуждение проблемы со своей точки
зрения.

На третьем этапе группы собираются в первоначальном
составе и выносят итоговое решение по делу, которое сообщает

ся всем. Ведущий может попросить его объяснения от любой
группы, например, от той, чье решение было отличным от
остальных.

Большую популярность в правовом обучении приобрела
проектная деятельность. В рамках проекта «Правовое образование
в школе» РФПР разработана такая модификация ее организации:

«1. Постановка проблемы, или определение потребности.
Эта часть описывает, почему возникла необходимость в выполнении
проекта. Например: «В школе сложилась ситуация,
когда представители различных молодежных группировок решают
свои конфликты с помощью драк»; или: «Пенсионеры
микрорайона не получают своевременную информацию о введении
льгот на квартплату». Здесь можно подтвердить насущность
проблемы с помощью дополнительных материалов: результатов
опросов, публикаций в СМИ и т. д.

2. Формирование цели.
Цель — это общее утверждение типа: «Прекратить неправовое
решение конфликтов в школе», «Создать детскую адвокатуру
», «Обеспечить пенсионеров микрорайона информацией
о льготах на квартплату». Цель должна быть направлена на
решение проблемы.

3. Формулировка задач и конкретных результатов проекта.
Задачи должны служить продвижению к цели и быть максимально
конкретизированы.
Например: «Конфликты в школе должны начать решаться
мирным путем; число драк и стычек на территории школы
за три месяца должно сократиться вдвое по сравнению с тремя
предыдущими»; «Предполагается, что в течение месяца
о льготах на квартплату узнает 140 пенсионеров нашего микрорайона
».

Задачи всегда указывают на конкретный результат. Результатами
проекта могут быть: доклад на общешкольном собрании,
создание «Кодекса чести старшеклассников»; публикация
в СМИ, снятый видеофильм и т. д.

4. Разработкаметодов работы и мероприятий.
Из описания методов должно быть ясно:
— что будет сделано;
— кто будет осуществлять действия;

— как они будут осуществляться;

когда и в какой последовательности это будет происходить.
Мероприятия — это действия, направленные на выполнение
задач и получение результата. Примеры мероприятий:
опрос местных жителей, проведение рейда по выявлению нарушений,
съемка видеосюжетов, организация встречи с юристом
и т. д.

5. Подготовка ресурсов (исполнителей, помещения, оборудования),
которые будут привлечены в проект.
6. Оценка результатов. Для того чтобы иметь возможность
учиться на своих ошибках, необходимо проанализировать ответы
на ряд вопросов:

насколько достигнуты цели проекта;

насколько по окончании проекта изменилась ситуация,
описанная в разделе «Постановка проблемы»;

хорошо ли были подобраны методы (средства);
— какие факторы мешали достижению целей, а какие — способствовали
успеху проекта и пр.
Кроме несомненной образовательной и воспитательной
ценности проектной деятельности, написание проекта упростит
ученикам контакты с внешним миром: с написанным проектом
легче обратиться за помощью (или разрешением) в администрацию
школы, района, даже города или прийти с инициативой
в местную благотворительную организацию».

Вот конкретный вариант проекта:

«1. Название проекта: «Кодекс честного предпринимателя».
2. Участники проекта: Школьники 16-17 лет (10—11 класс),
партнеры из других регионов России (желательно заметно отличающихся
по национальному составу и/или преобладающей
в нем хозяйственной деятельности) и международные партнеры
(желательно западноевропейские).