19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Четвертый этап — принятие группового решения. Каждая
четверка собирается вместе. Поскольку все члены уже осведомлены
о возможных способах решения, цель данного этапа заключается
в выработке общих положений, при этом большое внимание
уделяется не только содержательной части, но и форме ее
исполнения (группы могут предложить решение в виде конспекта,
рисунка, схемы и пр.) (время на поиск— 10—15 мин.).

Пример применения формы. Работа для старшеклассников.
Группам раздается текст главы Гражданского кодекса. Каждая
группа получает информацию об определенной организационно-
правовой форме частной предпринимательской деятельности
(товарищество; открытое акционерное общество; закрытое
акционерное общество; общество с ограниченной ответственностью;
коммандитное товарищество; индивидуальное частное
предприятие). Задача групп — графически изобразить ту или
иную форму. Группам можно предложить оформить итоговое
решение: например, в виде домика, где кирпичи — это перечисленные
в законе формы, расположенные снизу вверх по мере
возрастания индивидуальных признаков; тогда участники будут
вдобавок обсуждать качество признаков, конфигурацию домиков
в зависимости от этого и т. п.

«Аквариум»

Такая форма работы позволяет:

— школьникам — увидеть своих сверстников со стороны: как
они общаются, реагируют на чужую мысль, улаживают
назревающий конфликт;


педагогу — включить в работу тех детей, которые не решились
на публичное выступление за столом: они сопереживают
и помогают «своему» участнику в ходе обсуждения,
а затем делятся впечатлениями в ходе итогового анализа
работы.
Ход работы. Первый этап. Ведущий (педагог) формулирует
противоречивую проблему. Участники делятся на малые группы.
Они располагаются за своими столами по кругу. Группам
дается некоторое время для обсуждения проблемы, определения
точки зрения и выстраивания системы аргументации своей
позиции. Можно в каждой группе распределить роли-функции:


ведущий (организует обсуждение вопроса, вовлекает в него
членов группы);

протоколист (фиксирует все, что относится к решению
проблемы);

критик (задает вопросы участникам по ходу обсуждения,
подвергает сомнению высказанные мысли, формулировки);

аналитик (обобщает мысли участников обсуждения, подводит
итоги).
Второй этап. Ведущий либо участники групп выбирают
ученика, который будет представлять позицию группы классу.
Представители групп собираются за отдельным столом в центре
класса и начинают публичную дискуссию. Кроме представителей,
никто не имеет права высказываться, все только следят за
ходом обсуждения (как за аквариумом). Группы могут помочь
своему представителю только с помощью записок.

Третий этап. Обсуждение проблемы заканчивается либо
по истечении времени, либо после решения.
«Аквариум» хорош для обсуждения значимой проблемы, но
без явной полярности способов ее решения.

Пример применения формы:

А) Проблема для обсуждения: «Почему несовершеннолетние
не стремятся работать?» (По возможности назвать все существующие
аспекты — юридические, моральные, экономические.)
«Что надо сделать в правовой области, чтобы желающих
работать среди них стало больше?»

Б) Проблема для обсуждения: «Нужна ли в нашем обществе
адвокатура? Не следует ли отменить ее?» Перед началом этого
обсуждения среди участников проводится мини-опрос по вопросу:
«Что ты думаешь о современных адвокатах нашей стра

ны?». Можно попросить наиболее активных детей предварительно
узнать мнение об этом взрослых (родителей, знакомых,
прохожих), обобщить и сообщить результаты. Затем проводится
«аквариум» по проблеме.

«Диспут»

Отличительным признаком «диспута», как и рассматриваемой
ниже ее разновидности — «дебатов», является наличие открытого
группового (а не парного, как в «вертушке») спора,
явное столкновение идей и аргументов двух противоборствующих
сторон, и участниками его являются все члены групп
(а не избранные, как в «аквариуме»).

Ход работы.

Первый этап. После определения темы групповой работы
участники дискуссии сразу же определяют две противоположные
точки зрения по обсуждаемому вопросу и делятся на две
группы — сторонников одной точки зрения и сторонников другой
точки зрения. Группы рассаживаются по разным концам
аудитории.

Второй этап. На середину выходит один из членов первой
группы и приводит аргумент в защиту своей точки зрения.
Затем выходит представитель второй группы, опровергает высказанный
аргумент и приводит свой довод.