19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




В первом случае участники внутреннего круга являются
сторонниками одной точки зрения, а внешнего — противоположной.

Сначала идет спор первых пар, необходимые сведения (удачные
доводы, оригинальный поворот проблемы и пр.) дети фиксируют
у себя на листочках; по сигналу ведущего происходит
смена партнеров, спор продолжается, но его участники пытаются
подобрать новые контраргументы. К концу круга участники,
как правило, уже оттачивают свою систему аргументов, а также
приобретают опыт общения с разными партнерами.

Пример применения формы: Тема «Дееспособность. Правоспособность.
Ограничения дееспособности (в том числе у несовершеннолетних)
». Первая группа утверждает: «Неполная дееспособность
несовершеннолетних — ограничение прав человека».
Вторая: «Это защита прав несовершеннолетних». В итоговом
обсуждении участники с помощью учителя должны прийти
к мысли о том, что полнота прав у несовершеннолетнего — как
у взрослого, но закон не дает ему их осуществлять (т. е. реализовать
своими действиями) именно для того, чтобы защитить эти
права (в том числе и от самого их юного обладателя). В данном
примере дополнительная задача учителя — умело определить
состав групп (включить в группу № 1 тех, кто действительно
считает, что «мы уже большие!»).

Во втором случае [этот и следующий прием разработан
М. Ерохиной (Псковский педагогический институт)] каждый член
внешнего круга имеет лист с конкретным вопросом (темой), и во
время перемещений он собирает максимально возможные сведе

ния, аспекты, взгляды по своей проблематике. В конце происходит
заслушивание отдельных ответов, обсуждение того, какие
вопросы оказались особенно сложны, продуктивны или, напротив,
быстро исчерпались и почему, как работали партнеры. Здесь
«вертушкой» достигается обобщение имеющихся у ребенка знаний,
превращение их в общегрупповое достояние.

В третьем случае участник «вертушки» заранее готовит вопрос
или термин и записывает его на маленьком листе, а на
обороте — свое имя. Во время работы партнеры задают друг другу
вопросы, правильно ответивший ребенок получает от «хозяина»
вопроса эту карточку. В конце «вертушки» подсчитывается количество
заработанных карточек, определяется победитель.

Второй и третий способы использования «вертушки» могут
применяться как самостоятельный вид работы, так и в качестве
предваряющего этапа, например, перед телекоммуникационным
проектом или встречей с профессиональными юристами
(после подобной «инвентаризации знаний» детям становится
ясно, как и зачем им слушать приглашенного специалиста и
какие вопросы ему задавать).

«Междусобойчик»

Это форма, которая подразумевает не только коллективную,
но и групповую работу: окончательное решение вырабатывается
совместными усилиями членов малой группы, которые
до этого в результате парных контактов обогащают свое видение
задачи, чтобы в итоге сделать его общегрупповым достоянием.

«Междусобойчик» лучше всего подходит для выполнения
какой-либо большой работы (понять, проанализировать текст,
документы, подготовить наглядные учебные пособия, написать
главу учебника и пр.), главная трудность в которой — объем
задания и разнообразие способов его выполнения.

Ход работы: аудитория разбивается на малые группы по четыре
человека. Каждая группа находит свое особое место в помещении.

Первый этап — индивидуальная работа. Педагог предлагает
задание, достаточно большое по объему. На его подготовку
дается от 15 до 20 мин. Важно, чтобы к концу контрольного
времени каждый член группы имел свой вариант выполненного
задания.

Второй этап — работа в парах. Предположим, что каждый
член группы имеет условное обозначение: четыре —

четыре буквенных знака: А, Б, В, Г. На втором этапе каждый
участник выбирает себе партнера: например, А работает с Г; Б —
с В. Задание по содержанию остается прежним. Но цель данного
этапа заключается в нахождении общего решения между групповыми
парами. Важно, чтобы найденное решение выражало общее
мнение двух участников. Время для обсуждения — 10 мин.

Третий этап — работа в парах (продолжение). В четверках
снова меняются пары. Содержание работы остается прежним.
Представители предыдущих пар сообщают новым партнерам
свой путь решения и вновь ищут возможность обновления
проблемы. Время обсуждения — 10 мин. Таким образом, каждый
участник группы имеет возможность выслушать чужое мнение,
предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать
найденное решение.