19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Главное,
как писал философ, чтобы в основе образования существовали
три кита: свобода, демократия и польза. При свободном обучении
наставник предоставляет своим ученикам возможность самим
«просеивать через сито разума» знания, «не вдалбливая их
в голову». Лишенный права на сомнение и оспаривание авторитетов,
ученик может превратиться в раба, погибнув для общества.
Монтень подчеркивал, как важно, чтобы у ребенка «не было
жесткого учителя и обучения, радующего его душу»1.

В 1786 г. был принят первый Устав школы, и школьная
жизнь стала официально подвергаться локальной системной
правовой регламентации. Согласно этому документу, в гимназиях
изучалось законоведение, предполагавшее основательное
знакомство обучаемых с существующими правовыми установками
и требовавшее от них неукоснительного соблюдения предписаний
государственной власти2.

См.: Монтень М. Опыты. — М, 1980. Т. 1—2.

См.: Флит Н.В. Школа в России в конце XIX — начале XX вв. Методическое
пособие. — Л. 1991.

В XIX в. образование становится еще более прагматичным,
что весьма актуально соотносилось с бурным развитием промышленности,
техники и науки, а значит, потребность в изучении
права еще больше возрастает. Известный философ Гегель
(1770—1831) выдвигает идеи о необходимости изучения отдельных
отраслей знания в связи с целыми, считая, что отраслевые
науки являются для целого лишь моментом его диалектического
развития. Философская наука о праве, рожденная в эпоху XVII в.,
четко определила, что право представляет собой продукт духовной
деятельности человека, а потому относится к предмету
философского исследования. Общеизвестно, что основателем
науки естественного права стал голландский юрист Гуго Гроций
(1583—1645), который признавал, что существует изменяющееся
положительное право, создаваемое Богом или людьми, и
неизменное естественное право, вытекающее из природы людей.
На рубеже XIX и XX вв. была четко определена структура
общей теории права, которая была направлена на познание
государства как формы человеческого общежития и права как
порядка, согласно которому должна происходить жизнь государственного
общежития. Эти институты общества и следовало
изучать на первых этапах знакомства с правом в выстраиваемой
системе правового образования. Когда в начале XX в. в гимназиях
стали вводиться дополнительные занятия, обращали внимание
и на вопросы гуманитарной, в том числе правовой подготовки
ребят. Педагогический Совет, правда, мог самостоятельно
утверждать программу изучения предметов, а сами учителя увеличивали
или сокращали разделы программы, устанавливая
последовательность изучения тем, а также интенсивность освоения
курса (число часов по предмету могло увеличиваться или
уменьшаться по четвертям)1.

Известные события начала XX в. в нашей стране сформировали
неоднозначное отношение общественности к правовым
явлениям в жизни. Идеологи революционного правосознания
отстаивали идеи субъективного понимания права, а потому вера
в могущественную силу права, призванного защитить человека
от произвола власти и конфликтов, была подорвана. Потребность
власти в правовой информированности общества отсутствовала,
управлять безграмотными в юридических вопросах

См.: Флит Н.В. Школа в России в конце XIX — начале XX вв. Методическое
пособие. —Л. 1991.

людьми оказывалось легче, а наказывать неугодных было проще.
Неслучайно, в законах закреплялись нормы, имеющие очевидно
не правовой, с точки зрения гуманности и силы права,
характер (доказательством виновности человека считалось его
собственное признание, применялась аналогия закона в уголовных
правоотношениях, позволявшая даже при отсутствии юридической
нормы подвергать уголовной ответственности людей,
высылать из страны и проч.).

В 1937 г. в структуре образования советской школы появилась
новая учебная дисциплина — «Конституция СССР», в рамках
которой школьники изучали вопросы права1. Преподавание
этого курса входило в образовательную программу школы
до 1961—1962 гг. Изучение Основного Закона государства было
подчинено исключительно задачам политического воспитания и
просвещения учащихся. Ребята знакомились с конкретными событиями
в стране и за рубежом и приучались «к единомыслию
в их оценках». Несомненно, курс корректировался на протяжении
многих лет. А в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б)
от 5 октября 1946 г. «О расширении и улучшении юридического
образования в стране» обучение в школах в рамках указанного
курса было нацелено именно на формирование правовых знаний
у ребят.