19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Методы групповой работы целесообразно использовать при
следующих условиях:


когда исследуется какая-либо проблема в целом, о которой
у детей уже имеются первоначальные представления (даже
на уровне мифа, предрассудка), первоначальная подготовка
(заранее объявлена обсуждаемая тема, по которой дети
ищут ответы в книгах, проводят опросы мнений и пр.) или
первоначальное знание, полученное на уроке (пусть даже у
части членов группы);

когда обсуждаются темы, позволяющие перейти от узкоправовых
проблем к праву в широком смысле (например,
нет смысла в устройстве группового обсуждения вопроса
о том, какова должна быть ставка налога);

когда уровень обсуждаемой проблемы признается высоким
всеми участниками, ее анализ и принятие решения интересен
и важен для них.
Учитель может познакомить детей с реальным законопроектом,
который готовится к принятию в Государственной Думе
(тексты публикуются в «Российской газете»), предложить его
оценку с точки зрения: соблюдения конституционных прав и
норм, взаимодействия с уже существующим законодательством.

В настоящее время методистами и учителями-практиками
разработано немало форм групповой работы.
Вот некоторые их примеры1.

«Большой круг»

Методика организации такого мероприятия включает в себя
несколько этапов деятельности учителя и учеников.
Первый этап: Группа учеников рассаживается на стульях
в большом кругу. Ведущий объявляет задачу.

Данная методика активно используется в деятельности системы повышения
квалификации учителей права РФПР, Молодежного Центра прав человека
и правовой культуры.

Второй этап: В течение определенного времени (примерно
10 мин.) каждый участник индивидуально, на своем листе,
перечисляет предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап: По кругу каждый участник зачитывает свои
предложения. Группа молча выслушивает (не критикует) и
проводит голосование по каждому пункту — включать ли его
в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на
доске.

Прием «большого круга» может дать педагогу основания
для разговора на крайне важную тему о мотивах наших решений.
Например, разбирая с детьми полученный коллективный
результат, педагог показывает, что отвергнутые положения А, Б,
В действительно имели много общего и неприемлемого группой,
но положение Г им противоречит и сходно с одобренными.
Не руководствовались ли участники при голосовании личными
мотивами симпатий-антипатий? Но ведь и законодатели — реальные
люди — подчас принимают законы и поправки исходя
не из рациональных принципов правопорядка, а из политических,
деловых и прочих соображений. Обращение к этой теме
поможет сегодняшним школьникам в будущем избирать тех
кандидатов, кто в наименьшей степени будет руководствоваться
в своей деятельности внеправовыми мотивами.

Пример применения формы:

А) Задание: «Разработайте подзаконный акт — постановление
органа местного самоуправления (городской думы) о создании
и эксплуатации платных автостоянок. Желаемые результаты:
пополнение городской казны, гарантия сохранности собственности
автомобилистов, разгрузка улиц от стихийных парковок и
улучшение условий движения городского транспорта».

Б) Задание: «Познакомьтесь с любым договором между пассажиром
и авиакомпанией. Он явно будет далек от совершенства.
Разработайте свои правила, которые бы в полной мере гарантировали
защиту прав и возмещение возможного ущерба, понесенного
пассажиром, исключая случаи погодных катаклизмов».

«Вертушка» («Карусель»)

Эта форма наиболее эффективна для одновременного включения
всех участников в активную работу с разными партнерами
по общению.

Ход работы. Стулья для участников расставляются в два
круга. Участники внутреннего круга сидят спиной к центру

346

круга. Участники внешнего круга расположены лицом к центру.
Таким образом, каждый участник сидит напротив другого. Внутренний
круг неподвижен, а внешний круг— подвижный: по
сигналу ведущего все его участники пересаживаются на один
стул вправо и оказываются перед новым партнером. Цель —
пройти весь круг и выполнить поставленную задачу.

«Вертушка» применяется:

— для обсуждения проблемы с диаметрально противоположных
позиций (например, при изучении суда присяжных
методом «вертушки» участникам предлагается один конкретный
вопрос: «Нужен он или нет?»);
— для сбора информации по какой-либо теме;
— для интенсивной проверки объема и глубины имеющихся
знаний (например юридических терминов).