19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Опыт г. Казани и многих других городов показал, что кружок
правовых знаний можно создавать по интересам из учени

ков разных классов школы. Так, именно в этом регионе успешно
функционирует система трехдневной работы кружков, в которых
школьники не только изучают право, но и приобретают
практические навыки. Педагог разрабатывает программу, а также
методику правового обучения и воспитания.

Рассмотрим методику правового воспитания в клубах, которую
рекомендуют специалисты (И.В. Уколова, И.Л. Друбачевская
и др.).

КЛУБНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Деятельность клуба выходит за рамки школьной программы.
Здесь более широкие, а главное — более самостоятельные
цели.

В состав клуба могут включаться обучаемые разных возрастов:
от ученика школы до студента-юриста.
Клубу легче будет состояться, если:


идея, инициатива его создания будет исходить не только от
педагога, но прежде всего от самих детей;

будет уделено внимание формированию традиций, внешнему
антуражу; яркое название, эмблема, «испытание» для
вступающих и пр.; желательно добиться для клуба постоянного
помещения и оформить его;

его численность будет колебаться в пределах от 20 до 30
человек;

члены клуба распределят между собой роли: например,
«председатель» («капитан» и пр.).
В постоянно действующих клубах правовой направленности
желательно ввести роли:


библиотекаря (архивиста), который на протяжении года
будет подбирать из журналов, газет, книг юридические
казусы, новые нормативные акты, споры вокруг новых
законов, которые станут основой для клубных дискуссий,
группового анализа, ролевых игр;

социолога — специалиста по организации опросов общественного
мнения и обработки их результатов;

телезрителя (видеоархивиста), который просматривает
фильмы и телепередачи по правовой тематике («Суд идет»
и т. п.), по возможности записывает их на пленку и создает
клубную видеотеку.
Для клуба может быть выбрано определенное направление
деятельности:


по отрасли права;
— по сфере применения права.
Впрочем, это не означает, что клуб будет замыкаться на
выбранной тематике: во-первых, право — целостная система и
для решения узких правовых вопросов необходим широкий
юридический кругозор; во-вторых, возрастные особенности подростка
предполагают социальную активность, контакты, готовность
к переменам.

Клуб может стать опорой учителя в правовом образовании
в школе и вне ее: именно члены клуба становятся инициаторами
работы по проекту (простому, телекоммуникационному),
читают лекции, проводят общешкольные опросы, акции и пр.

В зависимости от ведущего мотива, объединившего школьников
в клуб, можно выделить «профориентационные» организации
и «общественно активные».

Клуб, выбравший профориентационное направление, в своей
деятельности будет сосредоточен на:


изучении основ будущих специальностей. Здесь эффективнее
всего будет применение таких форм деятельности, как
экскурсии и приглашения профессиональных юристов, лабораторные
работы в Интернете, проективная деятельность,
деловые игры и т. п.;

выяснении личной профессиональной пригодности (по
разнообразным тестам) и развитии в себе качеств, необходимых
для выбранного дела. Здесь эффективнее всего будет
применение таких форм деятельности, как беседы с профессиональными
юристами и экономистами, ролевые игры,
социологические опросы.
Когда клуб выбирает экономическое направление деятельности
(например, Школа юных предпринимателей «Честный и
знающий»), очень важно разграничить чисто экономическую
тематику и правовую и сосредоточиться на последней (например,
расширить знания детей по вопросам торгового, коммерческого
и банковского права, разработать в проектной деятельности
«Кодекс честного предпринимателя», проводить ролевые
игры по деловой этике).

Если ведущим мотивом подростков является желание принести
ощутимую общественную пользу, то может быть создан клуб
Юных правозащитников, Юных адвокатов. В этом случае эффективнее
всего будет применение таких форм, как выступления
членов клуба перед родителями, учащимися младших классов,

проведение консультаций для жителей микрорайона (пенсионеров),
общешкольные акции (например «Наши права»).

Одни из этих форм более широко известные педагогам и
применяются в практике преподавания, другие являются инновациями
последних лет.

Во внеурочной деятельности используются различные формы
групповой работы.