19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




2) Проводится обсуждение проблем/вопросов, из них выбираются
и формулируются самые интересные.

3) Дети «отправляются» на соответствующие сайты в Интернет
и внимательно смотрят, нет ли в «горячей линии» или
в «консультациях юриста» ответа на их вопрос; если ответа нет,
задают свой вопрос там, где есть возможность, и получают
квалифицированный ответ.

4) Дети делают доклады по результатам поиска. Лучшим
будет признан результат, который приведет к решению выбранной
проблемы (в идеале хорошо бы довести дело до конца:
например, помочь бабушке обменять сапоги).

Здесь необходимо отметить, что в Интернете приняты острые
правила поведения — «нетикет» (от слов net (сеть) и этикет.)
Это правила поведения пользователей в Сети. К нарушителям
этих правил, как и ко всем нарушителям норм поведения,

относятся не очень дружелюбно. Одно из важнейших правил
нетикета требует, чтобы человек просмотрел ответы на вопросы,
которые задавались раньше, и только не найдя подходящего
ответа, задавал свой вопрос.

Кстати, сами по себе правила нетикета можно разыскать
в Сети и обсудить их с точки зрения права и методов саморегуляции
больших сообществ. Поскольку, несмотря на то, что
в Интернете деятельность государства (полиции и других органов
правопринуждения) довольно слаба, тем не менее миллионы
пользователей Сети, следуя нетикету, самостоятельно поддерживают
довольно строгие порядки.

4. «НАЙДИ ОШИБКУ!»
Интернет предоставляет право людям с самыми разными
убеждениями высказывать свои мнения: в том числе крайние
точки зрения, ошибочные и даже противозаконные. Например,
в Интернете можно найти немало сайтов с совершенно неграмотными
советами о том, как уклониться от службы в армии.

Предлагается найти эти «советы», проанализировать их
с точки зрения закона, сравнить с информацией на страничке
Комитета солдатских матерей

и, если по

требуется, обсудить возникший вопрос в формуле «Наши права
». Эксперты из Комитета солдатских матерей и юристы сети
правозащитных организаций всегда готовы разъяснить, в чем
состоит ошибка.

По результатам исследования можно подготовить сообщения
».

3. Внеурочная деятельность по праву
К настоящему времени накоплен большой опыт в организации
правового обучения и воспитания за рамками обычных
школьных предметов. Такая деятельность обычно показывает
неплохие результаты и, по Мнению многих специалистов, может
быть с успехом организована в любом образовательном учреждении
или учреждении дополнительного

Рассмотрим позиции отдельных специалистов на проблемы
и некоторые формы указанной деятельности.

Большую работу по систематизации внеурочной деятельности
провели И.В. Уколова, И.Л. Друбачевская, А.П. Вакуленко,
СИ. Володина, A.M. Полиевктова.

Вот некоторые результаты их исследований.

Авторы пришли к выводу, что:

«1. Внеурочная деятельность не ограничена жесткими возрастными
рамками, поэтому в клуб/кружок могут объединяться
учащиеся, которые искренне желают более глубоко познать
право.
2. Педагог имеет дело только с заинтересованными детьми,
поэтому он может не заботиться о проблеме мотивации. Однако
мотивы, собравшие школьников вместе, могут быть различными.
3. Внеурочная деятельность по праву динамична. Например,
работа клуба не связана с лимитом урочного времени,
школьным расписанием, устройством классной комнаты с оценками.
Появляется свобода для применения деловых и ролевых
игр, акций и проектных технологий (в том числе — телекоммуникационных).
4. Вне урока дети приобретают больше возможностей для
контактов с реальным взрослым миром: представителями органов
правовой системы, средствами массовой информации, некоммерческими
организациями.
5. Внеурочная деятельность, не связанная требованиями
программы, позволяет сосредоточиться на одном аспекте права,
но через призму выбранного постараться узнать о праве и правовой
системе в целом.
Виды школьников во внеурочной деятельности авторы предлагают
подразделить с учетом:

— возраста;
— поставленных целей (развитие личности ребенка, профориентация,
формирование гражданской позиции);
— степени открытости детского объединения.
Предварительно, при проведении уроков и факультативов
по праву, учитель имеет возможность выявить наиболее активных
и заинтересованных детей и определить тематику внеурочного
объединения».

Учителя-практики пришли к выводу, что наиболее результативными
формами работы во внеурочной деятельности являются
кружки, клубы и иные объединения тех, кто заинтересован
в углублении, расширении правовой информированности.