19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Возможности системы позволяют изучать основы права учащимися
школ, не имеющими специальных навыков и юридических
знаний. С другой стороны, «ЮСИС» является профессиональной
системой с экспертными возможностями, в которой
содержится информационный и инструментальный арсенал для
организации работы с правовой информацией как школьников,
студентов и аспирантов, так и специалистов в области правотворческой
и правоприменительной деятельности.

В учебных заведениях ПК «ЮСИС» может использоваться
и как обширная библиотека нормативно-правовых актов и иных
материалов, и как помощник в изучении законодательства РФ.

Практика показала, что при работе с ПК «ЮСИС» у обучаемых
быстро возникает целостное представление о правовом
регулировании общественных отношений, теряется чувство неуверенности
в возможности освоения огромного массива правовой
информации в будущем. Преподаватель права может на
базе данных системы разрабатывать свои электронные учебные
курсы, различные варианты тестов и другой методический материал,
необходимый в работе.

Одной из важных составляющих современного правового
образования является работа в Интернете.

Интернет (Сеть) — это глобальное информационное пространство,
являющееся одновременно совокупностью компьютерных
систем, объединенных между собой и предоставляющих
сервис пользователя, и сообществом людей, обменивающихся
информацией.

Даже если школа не подключена в Интернету, есть несколько
возможных выходов из ситуации:

1. В 33 городах России Институтом «Открытое общество»
Дж. Сороса созданы Соросовские Интернет центры на базе
университетов и библиотек. Это центры предназначены в основном
для студентов, но всегда есть возможность договориться
о доступе в Интернет ограниченного количества учеников
на ограниченное время, поскольку правовое образование входит
в приоритеты Института «Открытое общество». Обращаться
за предоставлением времени в Интернете надо с уже готовым
планом будущего исследования, можно с проектом.
(Узнать о том, есть ли такой центр в городе, и получить его
координаты можно по тел. (095) 928-62-22.)

2. Многие организации (предприятия, частные фирмы и т.
д.) имеют открытый доступ в Интернет. Здесь могут помочь
родители учеников, выпускники, друзья и знакомые.
3. Некоммерческие и благотворительные организации в городе
могут также иметь выход в Сеть.
Варианты лабораторных работ в Интернете1

Возможны различные варианты «лабораторных работ» в Интернете2:

«1. «СВОБОДНЫЙ ПОИСК».
В русскоязычном Интернете уже существует огромное количество
ресурсов, например, в одном только электронном каталоге
«Ау!» в разделе «Право» сможно найти более 200 ссылок.
Поэтому двум или трем «бригадам» учеников может быть дано
задание «свободного поиска» правовых ресурсов в российской
части Интернета с помощью поисковых систем и электронных
каталогов, с последующим устным или письменным обзором
(докладом, стенгазетой) о том, что было найдено. Посмотреть,
как делаются обзоры сайтов, можно в журналах «Internet» и
«Мир Internet».

Эту работу можно провести в форме соревнования, и тогда
победит тот, кто сделает обзор лучше, шире, интересней.

Данные исследования проведены И. Уколовой, И. Друбачевской, А. Вакуленко,
С. Володиной, А. Полиевктовой.
См.: Основы государства и права. № 5—7, 1999.

Задачу можно усложнить, если дети хотят поупражняться
в английском языке: можно провести поиск правовых ресурсов
в англоязычной части Интернета (их так намного больше).

Адрес электронного каталога «Ау!»:

Адреса некоторых поисковых систем www.rambler.ru>, ,

2. «РЕФЕРАТ».
Ученику или мини-группе дается тема и задание написать
реферат с использованием ресурсов Интернета.
Один из интересных сайтов, посвященных правовой экономике:

3. «НАЙДИ ОТВЕТ НА ВОПРОС».
Существует множество сайтов, посвященных правовым вопросам,
например, сайты, связанные с торговлей недвижимостью,
защитой прав потребителей, и т. д. Авторы предлагают
такую методику:

1) Выбирается тема (экология, правозащита, защита прав
потребителей и т. д.). Дети формируют группы по интересам. Их
задача на первом этапе — поговорить с родителями, соседями,
возможно, провести небольшой опрос и написать список реальных
проблем. Например: «Жильцов дома № 8 волнует вопрос,
что им отравляет воздух ближайшая бензоколонка», «Бабушка
купила сапоги, подошва через неделю отклеилась, а магазин их
обменивать отказывается» и т. д.